Курсовая работа: Функционирование социального фактора экономического мышления
Содержание
ЦЕЛЬ ДАННОЙ РАБОТЫ…………………………………………………………4ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………….5
ГЛАВА I. ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ……………………………………………6
ГЛАВА II. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ СТЕРЕОТИП СОЗНАНИЯ………………………………………………………...12
ГЛАВА III. ПРИРОДА И ОСОБЕННОСТИ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО СТЕРЕОТИПА КАК ФАКТОРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ………………...……………………………………………………..18
ГЛАВА VI. СТЕРЕОТИПЫ ЭКОНОМИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ В НАШЕМ ОБЩЕСТВЕ………………………………………… 23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………26
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………28
ЦЕЛЬ РАБОТЫ
Цель данной работы - описание прроды и особенностей функционирования социального стереотипа, как фактора экономического мышления. Постановка данной цели обусловлена рядом факторов:
- в связи с переходом Казахстана к рыночным отношениям резко возрастает роль перехода населения к экономическому образу мышления
- данному переходу мешают сложившеся стереотипы, выявление природы которых поможет нашему народу чувствовать себя более уверенно в новых социально-экономических условиях.
ВВЕДЕНИЕ
Поиск новых знаний и их материализация, т.е. создание новых объектов техники, значительно усложнились в условиях возросших темпов обновления технических средств и быстрого роста научно-технической информации.
В силу этого, как у нас в стране так и за рубежом возникли разработки теоретических основ и методических средств акти¬визации творческого мышления и поиска новых технических решений.
Развитие научных основ технического творчества, разработка методик активизации творческого процесса, обучение основам творчества, создание в научных, проектно-конструкторских и технологических организациях, на предприятиях и в вузах благоприятных условий для творчества стало в настоящее время настоятельной необходимостью.
Ускорение научно-технического прогресса экстенсивными методами - путем роста численности кадров научных работников и научно-вспомогательного персонала не может отвечать целям сегодняшнего дня. Чтобы ускорить процесс получения новых знаний, создания высокоэффективной техники на базе изобретений необходимо иметь средства для активизации творческого мышления. Специфичность этих средств связана с тем, что "логика научного открытия (изобретения) далека от логики формальной, а обстоятельства, сопутствующие прорыву на более высокую ступень познания, далеко не всегда соответствуют важности момента. Скрытая работа мысли происходит не только в тиши кабинета, у чер¬тежной доски и в рабочее время, но и казалось бы в самой не¬подходящей обстановке, и малейшего толчка извне иногда бывает достаточно, чтобы сумерки ожидания осветилась яркой вспышкой мгновенного озарения и разрозненные фрагменты загадочной мозаики сложились в единую картину".
Изучение эвристических приемов и методов активизации творческого мышления приближают момент "озарения", а также развивают способности личности в творчестве.
Овладение теорией творчества, приемами и методами поиска новых технических решений помогает осознать социальную значимость творчества, его общественную необходимость, полнее раскрыть свои творческие возможности.
Исходя из поставленной задачи ставлю перед собой следующие задачи:
- описание основ экономического поведения в рыночной экономике
- раскрытие понятия экономического мышления, как социального стереотпа сознания
- описание природы и особенностей функционирования социального стереотипа ак фактора эконоического мышления описание стереотипов экономического сознания в нашем обществе.
ГЛАВА I. ОСНОВА ЭКОНОМИЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Формирование рыночных отношений, их большая или меньшая социальная направленность, существующая структура занятости создают свои особые предпосылки экономического поведения разных групп в социальном сообществе. Через экономические формы деятельности субъектом (индивидами, слоями, социальными группами) реализуется способность соотносить свой образ мышления, свои экономические знания и мировоззренческие установки с реальной хозяйственной практикой для решения социально-экономических задач. Полнота реализации субъектом своих сущностных сил свидетельствует как о мере его включенности в экономическую деятельность, так и о возможности последней стимулировать эту деятельность.
Многих мыслителей (особенно с конца XVIII в.) интересовало, почему индивиды, преследуя свои собственные интересы и обладая крайне ограниченной информацией, умудряются тем не менее порождать не хаос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит. Он жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. А. Смит не согласился с этим. Но для того, чтобы опровергнуть общепринятое мнение, ему пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавшей, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что входящие с ним вразрез государственные мероприятия нередко сводились на нет.
Существует, как считает А. Смит пять главных условий, которые «компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других: 1) приятность или неприятность самих занятий; 2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им; 3) постоянство или непостоянство занятий; 4) большее или меньшее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими; 5) вероятность или невероятность успеха в них». Альтернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти условий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпочтений людей, определяют их экономическое поведение.
Итак, во-первых, заработная плата изменяется в зависимости от легкости или трудности, чистоты или неопрятности, почетности или унизительности занятия.
Владелец харчевни или кабака, который никогда не является хозяином своего дома и подвергается грубости первого пьяницы, занимается делом, не весьма приятным и не весьма почтенным, — считает А. Смит, — но вряд ли существует другая какая-либо профессия, в которой столь незначительный капитал приносил бы столь большой барыш».
Во-вторых, заработная плата изменяется в зависимости от легкости и дешевизны или трудности и дороговизны изучения данной профессии. Человек, изучивший с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из профессий, требующих ловкости и искусства, ожидает, что труд, которому он обучился, возместит ему все расходы, затраченные на обучение, с обычной по меньшей мере прибылью на капитал, равный этой сумме расходов.
В-третьих, заработная плата изменяется в различных занятиях в зависимости от постоянства или перерывов в работе. «Из всех видов квалифицированного труда, — пишет А. Смит, — легче всего, кажется, обучиться труду каменщика и штукатура. Как передают, в Лондоне во время летнего сезона в качестве штукатуров и каменщиков часто употребляют носильщиков. Таким образом, высокая заработная плата этой группы рабочих представляет собой не столько вознаграждение за особое их искусство, сколько возмещение за непостоянство работы».
В-четвертых, заработная плата изменяется в зависимости от большего или меньшего доверия, которым должен пользоваться рабочий. «Мы вверяем наше здоровье врачу, — отмечает А. Смит, — наше состояние, а иногда нашу жизнь и репутацию — поверенному и адвокату. Такое доверие нельзя безопасно оказывать людям, не занимающим солидного общественного положения. Поэтому их вознаграждение должно достигать таких размеров, чтобы обеспечивать им общественное положение... Продолжительное время и крупные расходы, необходимые на их обучение, вместе с указанным обстоятельством неизбежно еще больше повышают цену их труда».
В-пятых, заработная плата в "различных отраслях изменяется в зависимости от вероятности или невероятности успеха в них. «В профессии, в которой приходится двадцать терпящих неудачу на одного удачника, считает А. Смит, этот один должен выиграть все то, что должны были получить все двадцать неудачников». Названные условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Делая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с ожиданиями наибольшую чистую пользу.
Выбор условия зарабатывания денег, по данным социологического мониторинга «Человек и рынок», делит респондентов на две примерно равные половины: хотели бы жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем доходов, без риска 47,8 %; жить богаче, но рискуя, действуя с инициативой, — 41,1 % (11,1 % не ответили). Первых можно отнести к представителям дорыночного типа, а которых — исходного рыночного типа поведения. Дорыночный тип поведения характеризуется формулой «гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат», или «минимум дохода при минимуме трудовых затрат». Такой тип поведения хорошо вписывался в образ советской экономики и был сформирован мощной командно-административной системой, воспитавшей людей, не способных принимать ответственные решения и рисковать. Из года в год, по данным социологических исследований, прослеживалась устойчивая тенденция — 2/3 респондентов могли бы трудиться более эффективно, чем они трудятся, при наличии материального интереса.
В целом для носителей дорыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к нему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влиянием выработанных прежними условиями социальных стереотипов. Эту категорию респондентов больше других беспокоят дальнейшая либерализация цен и угроза безработицы, перспектива переобучения и нового трудоустройства (если такое случится). Выход из кризиса большинство из них связывают с наведением порядка и дисциплины во всех сферах общественной жизни, с административными мерами в экономике. Делая свой выбор стиля жизни и способа зарабатывания денег, индивиды в условиях снижения уровня жизни прежде всего рассчитывают интенсивнее работать на нынешнем рабочем месте (до 1/3), полагаются на доходы с приусадебного участка (1/2) и надеются на социальные гарантии (1/2). Таким образом, сделанный выбор диктует совершенно конкретный диапазон деятельности носителей дорыночного типа поведения.
Исходный тип рыночного поведения (41,1%) можно охарактеризовать формулой «максимум дохода ценой максимума трудовых затрат». Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям (в частности, умению профессионально рисковать). Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономических реформ и их соответствия социальным ожиданиям экономически активных индивидов. Наличие достаточно гибкой структуры ценностных ориентацией позволяет им относительно быстро адаптироваться к новым условиям социальной среды и адекватно реагировать на изменения основных требований социальных институтов.
Рыночный тип поведения почти полностью (свыше 95 %) ориентирован на предпринимательство. Однако отсутствие необходимых знаний у половины респондентов, отсутствие у 80 % респондентов связей в торговле (даже при наличии денежных средств) и другие обстоятельства в значительной мере способствуют модификации этого типа поведения в псевдорыночный. Активная ориентация на предпринимательство сохраняется только у 1/3 носителей рыночного типа поведения, 2/3 респондентов в условиях снижения уровня жизни собираются подрабатывать в свободное время, в том числе 1/3 — заниматься перекупкой и спекуляцией, т. е. следовать формуле «максимум дохода ценой минимума трудовых затрат».
Превращение исходного типа рыночного поведения на 2/3 в псевдорыночное поведение (в том числе перекупка и спекуляция) отражает неизбежные издержки формирующегося рынка труда. Необходимость подрабатывать в свободное от основной работы время означает, что труд человека на его рабочем месте оплачивается недостаточно, и это вынуждает его прибегать к поискам дополнительных источников существования. Отсутствие четкой экономической концепции переустройства общества ведет одних к утрате мотивации к профессиональному творчеству и инновациям, а других мотивирует к повышению благосостояния за счет авантюрного риска (игры на колебании курса рубля по отношению к иностранной валюте и др.) с весьма сомнительными морально-этическими нормами. Наличие псевдорыночного типа поведения в той или иной социальной системе свидетельствует о низком уровне ее развития, отсутствии четко выраженной концепции этого развития, что характерно в той или иной мере для развивающихся стран.
Принципиальное различие дорыночного и собственно рыночного типов поведения состоит в наличии у последнего более гибкого экономического мышления и соответственно более гибкой структуры ценностных ориентацией. Рыночный тип поведения имеет больше возможностей и перспектив в современных условиях, но тем не менее для его реализации необходимо выполнение ряда условий как со стороны государства, так и со стороны индивида.
Используя и развивая методологию А. Смита определения экономического поведения людей, исходя из их предпочтений к тем или иным способам зарабатывания денег, П. Хейне создает, как уже упоминалось, свою концепцию экономического поведения, непосредственно вытекающего из экономического образа мышления индивидов: люди выбирают; только индивиды выбирают; индивиды выбирают рационально......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Факторы экономического мышления
» Курсовая работа: Взаимосвязь экономического мышления и сознания
» Курсовая работа: Экономическое сознание
» Курсовая работа: Экономический интерес как социальное явление
» Курсовая работа: Экономическое воспитание младших школьников
» Курсовая работа: Факторы экономического мышления
» Курсовая работа: Взаимосвязь экономического мышления и сознания
» Курсовая работа: Экономическое сознание
» Курсовая работа: Экономический интерес как социальное явление
» Курсовая работа: Экономическое воспитание младших школьников
Іздеп көріңіз: