Курсовая работа: Формы предпринимательства
Содержание
ВВЕДЕНИЕ...........................................................…..........................................……3 ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА .………………………................………………….5
ГЛАВА 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ЭЛЕМЕНТ ХОЗЯЙСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА.....................……………………….10
ГЛАВА 3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В КАЗАХСТАНЕ ............…………………………………………………………….24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ..............................................................................…………….. …30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ......................…………….. …30
ВВЕДЕНИЕ
Люди живут не изолированно, а в обществе, где все они зависят друг от друга при занятии экономической деятельностью. Они производят товары и ус¬луги в обмен на деньги, на которые меняют другие товары и услуги. Эти люди специализируются в различных видах труда. Одни имеют различные знания и навыки. Другие - обладают капиталом: деньгами, машинами, фабричными зда¬ниями; или располагают природными ресурсами: землей, полезными ископае¬мыми, лесом, которые могут применять в производстве. Следовательно, суще¬ствует три главных типа факторов производства, которые используются таким способом в производстве товаров и услуг: труд, капитал и природные ресурсы, приводимые в движение предпринимателем.
Положение людей в обществе и их взаимоотношения в значительной сте-пени определяются их принадлежностью к обладанию различными факторами производства. Общественное положение имеющих капитал отличается от тех, кто продает свою рабочую силу. Владение и использование факторов производ¬ства разделяют людей на разные общественные классы и являются основанием для распределения доходов. Но доступ к разным производственным факторам также и связывает людей между собой. Используя различные факторы произ¬водства, взаимодействуя, люди изготавливают товары и услуги для удовлетво¬рения разнообразных потребностей общества и каждого человека в отдельно¬сти.
В силу этого в экономической науке выделяют четыре фактора производ-ства: труд, капитал, землю, предпринимательство . Роль же предпринимателей такова, что, желая получить прибыль, они изыскивают новые пути, технологии, создают новые товары и услуги, двигая тем самым прогресс общества по спи¬рали, с каждым новым витком которой человечество получает все более широ¬кий спектр продукции и услуг для удовлетворения разнообразнейших потреб¬ностей. Предприниматель - человек (или группа людей), берущий на себя риск и ответственность за организацию и управление фирмой.
У нас, до недавнего времени, такого понятия не существовало. Сейчас же, в пост советском пространстве со всеобщими попытками перейти к нормальным рыночным отношениям это явление, взятое из западного опыта, из "их" хозяй¬ственно-экономической жизни, искажается и чаще преображается в узкое "ку¬пи-продай", отражаясь лишь в коммерческой деятельности.
В западном же понимании, "предпринимательство" имеет широкий смысл. Теоретики экономической науки предпринимателями называют:
• использующих свои способности + свой капитал;
• использующих свои способности как менеджера.
Но и тем, и другим должна быть присуща неординарность, нестандарт-ность подхода к делу, отличающая их от других представителей бизнеса, про-сто хозяйственников.
Настоящая работа посвящена понятию и содержанию предпринимательст-ва, раскрытию его форм, видов и роли в рыночной экономике.
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И СУЩНОСТЬ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Уже в XVIII в. в экономической теории появилось понятие "предприни-матель" и ассоциировалось оно с понятием "собственник".
Впервые внес этот термин экономист Р.Кантильон, характеризуя его как человека с нефиксированными, неопределенными доходами (это мог быть и ремесленник, и торговец, и крестьянин, и разбойник, и нищий). Он покупает товары по одной цене, а продает по другой, первоначально ему неизвестной. Поэтому главная отличительная черта его деятельности - риск, а основная функция - приведение предложения в соответствии со спросом на рыночных товарных рынках.
Адам Смит также определял предпринимателя как собственника, иду¬щего на экономический риск ради прибыли, реализуя какой-либо коммерческий проект. Организация производства (и его планирование), распоряжение резуль¬татами производится предпринимателем самостоятельно.
Экономист конца XVIII - начала XIX вв. Ж.-Б.Сей указывал на актив¬ную роль предпринимателя как экономического агента, комбинирующего фак¬торы производства, как посредника, обладателя знаний и опыта, берущегося на свой риск, за свой счет и в свою пользу произвести какой-либо продукт (про¬ект). Часть доходов предпринимателя является платой за его редкие предпри-нимательские способности.
К. Маркс, хотя и рассматривал предпринимательство как функцию соб-ственника, но жестко не связывал собственность с предпринимательством.
Немецкий экономист В.Зомбарт внес крупнейший вклад в теорию предпринимательства. Он дал такие характеристики предпринимателя:
1) "завоеватель" (готовность к риску, воля, настойчивость, богатство идей;
2) "организатор" (умение соединять многих людей для совместной работы);
3) "торговец" (умение убеждать людей купить свои товары, пробуждать их интерес, завоевывать доверие).
Цели его - стремление к процветанию и росту своего дела; рост прибы¬ли, так как без него невозможно процветание.
Й.Шумпетер определяет предпринимателя как человека, берущегося за осуществление новых идей, комбинаций факторов производства и, тем самым, обеспечивающего экономическое развитие; он не обязательно собственник производства, индивидуальный капиталист, - это может быть и управляющий (в акционерных обществах и банках). Он отличается от обычного хозяйственника поиском новых способов комбинации ресурсов с целью изготовления нового потребительского блага, нового способа производства; освоения нового рынка сбыта, нового источника сырья; проведения реорганизации в отрасли для соз¬дания своей монополии или подрыва чужой .
Интересно проследить эволюцию термина "предприниматель" и "пред-принимательство''2:
• 1725 г. - Ричард Кантильон: предприниматель - это человек, дейст-вующий в условиях риска.
• 1797 г. - Бодо: лицо, несущее ответственность за предпринимаемое де-ло; тот, кто планирует, контролирует, организует и владеет предприятием.
• 1876 г. - Френсис Уокер: следует различать тех, кто предоставляет капи-тал и получает за это проценты, и тех, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.
• 1934 г. - Йозеф Шумпетер: предприниматель - это новатор, который разрабатывает новые технологии.
• 1961 г. -Дэвид Маклелланд: предприниматель - это энергичный человек, действующий в условиях умеренного риска.
• 1964 г. - Питер Друкер: предприниматель - это человек, использующий любую возможность с максимальной выгодой.
• 1975 г. - Альберт Шапиро: предприниматель - это человек, проявляю-щий инициативу, организующий социально-экономические механизмы. Действуя в условиях риска, он несет полную ответственность за возможную неудачу.
• 1985 г. - Роберт Хизрич: предпринимательство - процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью, а предприниматель — это человек, который затрачивает на это все необходимое время и силы, берет на себя весь финансо¬вый, психологический и социальный риск, получая в награду деньги и удовле¬творение достигнутым.
Понятие "предпринимательство" в Энциклопедическом словаре предпри-нимателя" трактуется так: "Предпринимательство (англ. entreprise) - инициа-тивная самостоятельная деятельность граждан, направленная на получение прибыли или личного дохода, осуществляемая от своего имени, под свою иму¬щественную ответственность или от имени и под юридическую ответствен-ность юридического лица. Предприниматель (англ. entrepreneur) может осуще-ствлять любые виды хозяйственной деятельности, не запрещенные законом, включая коммерческое посредничество, торгово-закупочную, консультацион-ную и иную деятельность, а также операции с ценными бумагами"1.
Предприниматель в своей деятельности призван обеспечить необходи¬мую комбинацию или необходимое сочетание личной выгоды с общественной пользой в целях получения прибыли. "Предпринимательство... является дея-тельностью, которая связана с вложением средств в целях получения прибыли на основе сочетания личной выгоды с общественной пользой"2.
Таким образом, предпринимательство по большому счету представляет собой управление, а собственность на капитал - не обязательное условие.
Отделение предпринимательских функций управления от собственности имелось в той или иной мере и в феодальном, и в рабовладельческом общест-вах. Но в широких масштабах проявилось при капитализме, в период появления кредита и перехода национального богатства из форм индивидуальной частной собственности в форму собственности корпораций.
Наиболее характерное отделение предпринимательства от собственно¬сти обнаруживается в акционерных обществах, корпорациях; в них собствен¬ность утрачивает свои распорядительные функции. Происходит перемещение власти на производстве от собственника к организатору; роль собственника становится все более пассивной.
Вместо реальных предметов, объектов акционер (собственник) владеет лишь титулом собственности - клочком бумаги (акцией), имея при этом над самим предпринимателем (управляющим) очень условный контроль. Однако он и не несет ответственности за результаты деятельности АО. Такую ответствен¬ность несут менеджеры, осуществляющие реальный контроль над собственно¬стью и являющиеся "как бы" фиктивными собственниками. Таким образом, ка¬питал распадается на капитал-собственность и капитал-функцию.
Выходит, что между предпринимателем и собственником нет четкой связи; предприниматель может и не быть одновременно и субъектом права соб¬ственности.
Вознаграждение достается предпринимателю в виде предприниматель-ской прибыли по праву, в силу приложенных им усилий по соединению трех факторов производства и преобразованию технологии и производственных процессов. Предпринимательство - специфический фактор потому, что пред-принимательство (в отличие от капитала или земли) неосязаемо; мы не можем характеризовать прибыль как своеобразную равновесную цену (по аналогии с рынком труда, капитала и земли).
Предпринимателю оплачиваются его личные качества (а не, например, как землевладельцу - производительность акра арендуемой земли; капитало-владельцу - производительность предоставляемых им денежных средств и т.д.).
В сегодняшних условиях понятия "предприниматель" и "менеджер" не-редко спадают, хотя один из них - собственник, а другой - управляющий.
ГЛАВА 2. ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВО КАК ФАКТОР ДИНАМИЗМА РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКИ
Мы выяснили из предыдущей главы, что исторически сложившиеся оп-ределения предпринимателя являются важнейшими признаками предпринима-тельства, взаимосвязаны и действуют одновременно.
Поиск новых возможностей человека - внедрение новых способов про-изводства, открытость к новым перспективам, преодоление ограничений - все это называется предпринимательством. Это динамичный процесс, разрушаю-щий барьеры, установленные существующим уровнем знаний и предложений факторов производства. Предпринимательство не обязательно означает изобре¬тение чего-нибудь или поиска нового бизнеса, хотя так часто и происходит. Но это может быть и поиск нового рынка для уже существующего продукта; либо использование различия цен на двух рынках (покупка на одном по низкой, а продажа на другом по высокой цене).
Предпринимательство настолько важно, что иногда его называют чет-вертым фактором производства. (Однако, это не совсем правильно) В отличие от труда, капитала и природных ресурсов, предпринимательство неосязаемо и неизмеримо. Хотя предприниматели на рынке получают вознаграждения за свои усилия, мы не можем говорить о цене "единицы предпринимательства";
такой единицы не существует. Также в отличие от людских ресурсов, которые могут быть исчерпаны, изобретения и открытия предпринимателей не расхо¬дуются по мере использования. Если однажды был создан новый продукт или понятие (например, приемник, тюбик для пасты или новая форма бизнеса), то эти знания нам не придется создавать вновь (хотя они и могут быть заменены другими, еще лучшими идеями).
Каждодневные условия жизни олигопольных рынков и рынков монопо-листической конкуренции (а именно они и характерны для современного рын-ка) отмечены соперничеством предпринимателей за лидерство в таких областях, как разработка продукции, реклама, индивидуальная продажа,.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Экономические и организационные основы предпринимательства
» Курсовая работа: Экономические интересы в социологи
» Курсовая работа: Финансирование развития малого бизнеса в РК
» Курсовая работа: Экономические системы
» Курсовая работа: Молодежь и предпринимательство
» Курсовая работа: Экономические и организационные основы предпринимательства
» Курсовая работа: Экономические интересы в социологи
» Курсовая работа: Финансирование развития малого бизнеса в РК
» Курсовая работа: Экономические системы
» Курсовая работа: Молодежь и предпринимательство
Іздеп көріңіз: