Курсовая работа: Формирование экспортного производства в СНГ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3ГЛАВА I. ЭКСПОРТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РАМКАХ СТРАН СНГ………………………………………………….6
1.1 Исторические факторы появления СНГ………………………………………6
1.2 Необходимость товарно-экспортных отношений…………………………...11
ГЛАВА II. ПРОБЛЕМЫ ЭКСПОРТНОГО ПРОИЗВОДСТВА КАЗАХСТАНА…………………………………………………….16
2.1 Современное состояние экспортного производства Казахстана…………… 16
2.2 Состав экспорта и импорта Казахстана……………………………………….19
ГЛАВА III. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ ТОВАРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В РАМКАХ СНГ…………………………………………………………… ……….21
3.1 Приоритетные направления экономического сотрудничества……………..21
3.2 Развитие рыночной инфраструктуры…………………………………………23
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………28
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………32
ВВЕДЕНИЕ
Региональное сотрудниче¬ство и интеграция, наряду с глобализацией мировой экономи¬ки, становятся сегодня все бо¬лее усиливающейся тенденцией мирового развития. На регио¬нальных уровнях возникают де-сятки экономических союзов и сообществ, которые содейству¬ют и более тесному политичес¬кому сотрудничеству. Фактичес¬ки весь мир сегодня - это сово¬купность глобальных и регио¬нальных блоков.
В 1991 г. произошел распад глубоко интегрированной эконо¬мической системы Союза ССР, представлявшей, по сути, еди¬ный народнохозяйственный ком¬плекс.
Получившие государственную независимость бывшие рес¬публики Союза в условиях на¬зревавшей в течение ряда лет необходимости осуществления глубоких экономических реформ оказались наедине с острейшими проблемами.
Уже в самом начале суверен¬ного существования возникла идея образования на принципиально новой основе интегра¬ционного союза новых госу¬дарств, нашедшая воплощение в Содружестве Независимых Государств (СНГ), одним из инициаторов, создания которого стал Президент Республики Ка-захстан Н: Назарбаев.
В силу различных объектив¬ных и субъективных причин эф¬фективность созданного Содру¬жества пока остается довольно далекой от желаемой.
Геополитическое расположе¬ние, исторические корни, общие границы, наличие транспортных и других коммуникаций, связы¬вающих государства региона» богатейшие природно-сырьевые ресурсы создают все предпосыл¬ки для экономической интегра¬ции, кооперирования промыш¬ленного производства, органи¬зации совместных предприятий и взаимодействия агропромыш¬ленного комплекса. Сегодня, когда в странах СНГ наметились достаточно устойчи¬вые тенденции стабилизации социально-экономической ситу¬ации и выхода из кризиса, воз¬никла необходимость корректи¬ровки и определения новых стра¬тегических подходов в вопросах межгосударственного сотрудни¬чества и интеграции.
В основе взаимоотношений стран СНГ как в многосторон¬нем, так и в двустороннем форматах находится экономичес¬кое сотрудничество. Это вполне объяснимо. Ведь экономики стран Содружества представляли собой составную часть не¬когда единого народнохозяйственного комплекса бывшего СССР. Теперь государства СНГ стоят перед альтернативой:
или они сообща будут входить в число индустриально разви¬тых стран, или окажутся на задворках мировой экономики в качестве поставщиков нефти, газа, дешевой рабочей силы.
Никто не сомневается в необходимости развития торгово-экономических связей со странами дальнего зарубежья, ин¬теграции государств-участников СНГ в мировое экономичес¬кое хозяйство. Собственно говоря, такая тенденция является доминирующей в рамках Содружества. Если в 1990 году удель¬ный вес дальнего зарубежья в экспорте 12-ти стран СНГ со¬ставлял в среднем 26 процентов, то в 1998 году этот показа¬тель возрос до 75 процентов, то есть увеличился почти в 3 раза. Примерно в такой же пропорции сократился удельный вес взаимной торговли.
Другими словами, экономика стран Содружества не вы¬держивает конкуренции на современных рынках, уступая свои позиции передовым технологиям и высококачественным то¬варам развитых стран.
В это же время лидирующее положение развитых стран является мощным побудительным фактором для экономичес¬кого развития стран-аутсайдеров. Последние вынуждены улуч¬шать свои позиции путем активной конкурентной политики на мировых рынках.
Эта тема очень актуальна в данный момент, потому что совершенно недавно мировое сообщество признало Казахстан государством с рыночной экономикой. Кроме того, Казахстану необходимо активизировать свою деятельность на внешних рынках, так как внешнеэкономические, а в данном случае внешнеторговые операции являются неотъемлемой частью экономического развития.
Целью данной работы является изучение и анализ проблем и перспективы развития казахстанского экспортного производства.
К задачам работы можно отнести изучение необходимости качественного изменения состава экспорта, развития экспортных операций между странами Содружества Независимых Государств, проблем двойного налогообложения и повышения конкурентоспособности на мировом рынке товаров и услуг.
Основная часть материалов для данной работы была подобрана в периодических изданиях, так как эта тема широко освещена в связи с ее актуальностью.
ГЛАВА I. ЭКСПОРТНОЕ ПРОИЗВОДСТВО В РАМКАХ СТРАН СНГ.
1.1 ИСТОРИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ПОЯВЛЕНИЯ СНГ
Отличительная черта конца XX века - растущая экономи¬ческая интеграция целых регионов и контитентов. Страны СНГ не могут оставаться на обочине этой магистральной тенден¬ции. Чтобы попасть в фарватер мирового развития, странам Содружества необходимо интегрироваться, прежде всего эко¬номически. Производственно-технологические и коопераци-онные связи между предприятиями, идентичная система по¬строения их организационных и финансовых структур, единая научно-техническая база новых независимых государств вы¬текают из их былой принадлежности единому народно-хозяй¬ственному комплексу. По сути дела этот фактор в значитель¬ной степени предопределяет развитие интеграционных про¬цессов в СНГ. Тем более, что промышленный потенциал госу¬дарств Содружества составляет примерно 10 процентов мирового, запасы основных видов природных ресурсов - око¬ло 25 процентов, экспортный потенциал - 4,5 процента.
За десять лет своего существования СНГ успело пройти несколько этапов в развитии взаимоотношений между госу¬дарствами-участниками.
На первом этапе в 1991-1993 годах бывшие союзные рес¬публики обрели политическую независимость, оформили го¬сударственность, получили международное признание, вош¬ли в международные организации, обеспечили договорное оформление отношений между собой, начали формирование самостоятельных финансово-экономических, бюджетно-нало-говых, таможенных, пограничных структур. Но народнохозяй¬ственные системы продолжали функционировать в рамках единого экономического пространства с единой валютой в условиях углубления кризиса экономики и спада производ¬ства, высокого уровня инфляции практически во всех госу-дарствах. В Содружестве принимались сотни решений, на¬правленных на сохранение единого рынка и экономических связей, однако нарастание центробежных тенденций остано¬вить не удавалось.
На втором этапе (1993-1996 гг.) новые независимые госу¬дарства упрочили свой политический суверенитет, стали неотъемлемой частью мирового сообщества, членами между¬народных организаций, установили тесные экономические связи с ближайшими соседями. ННГ окончательно утверди¬лись и в своей экономической независимости, создав само¬стоятельно функционирующие финансово-экономические си¬стемы со всеми государственными проявлениями - бюдже¬том, налогово-таможенной системой, валютой и т.д. Изменя¬ется характер принимаемых в Содружестве межгосударствен¬ных решений - отношение к ним стало прагматичным и кри-тичным. Позиции сторон по тем или иным проблемам эконо¬мического взаимодействия зачастую стали серьезно расхо¬диться. Невыполненными остались решения по созданию Эко¬номического и Платежного Союза и другие резолюции, при¬нятые на первом этапе.
Третий этап - с 1997 года по настоящее время - характе¬ризуется тем, что государства СНГ занялись преодолением кризисных явлений в Содружестве. Эти явления стали прояв¬ляться в невыполнении основных решений, отказе ряда госу¬дарств от сотрудничества по многим экономическим, полити¬ческим и военным вопросам. В результате настойчивых уси¬лий сторонников интеграции, прежде всего Казахстана, наби¬рают силу позитивные тенденции: поиск путей совершенство¬вания деятельности Содружества, выработка новых объеди¬няющих целей и задач, выдвижение на первый план не только экономического, но и политического сотрудничества. По пред¬ложению Казахстана государства СНГ стали работать над совершенствованием деятельности органов интеграции. Окон¬чательное признание получила концепция Н.Назарбаева о на¬личии разноскоростной интеграции, которая находит свое практическое воплощение в форме различных региональных образований.
В силу разных обстоятельств руководители стран СНГ неоднозначно воспринимали цели и задачи Содружества. Одним Содружество виделось не более чем промежуточным этапом на пути от статуса республики в рамках СССР к пол¬ной самостоятельности. Сохраняя формальное членство в СНГ, эти страны направили все усилия на то, чтобы переориенти¬роваться на экономическое и политическое сотрудничество с другими государствами.
Порой политика постепенного отстранения от работы в Содружестве и неприятие интеграционных проектов вытекала из специфики видения этими странами своего места в новом геополитическом и геоэкономическом измерении. Существо¬вало мнение, что интеграционные проекты скорее отвлекают внимание и средства от решения собственных экономических проблем, чем помогают их успешному решению.
В какой-то мере эффективной работе СНГ мешало то, что можно назвать кризисом доверия в отношениях между члена¬ми Содружества. Тот факт, что Россия обладает несравнимо большим экономическим, людским и особенно военным по¬тенциалом, вызывало у ряда стран сомнения в искренности ее намерений строить отношения с другими государствами на равноправной основе. Зачастую эти сомнения подогрева¬лись безответственными, а порой провокационными высказы¬ваниями отдельных российских политиков.
СНГ критикуется за то, что оно оказалось неспособным провести экономическое размежевание без колоссальных потерь, которые последовали за развалом единой народнохо¬зяйственной системы. Нужно согласиться с тем, что такая кри¬тика во многом справедлива. Содружество пока не смогло сохранить и развить на новой основе политическую, экономи¬ческую и социальную общность, отвечающую коренным инте¬ресам народов. Следует признать, что центробежные тенден¬ции оказались весьма устойчивыми, если не сказать - доми¬нирующими. И в политической, и экономической сферах ин-теграционные задачи отошли на второй план, главным для ННГстал собственный суверенитет.
Была ли возможность избежать подобных потерь? Такие возможности все же были. На начальном этапе деятельности СНГ в дефиците оказались воля и желание правящих элит ряда новых государств. Кроме того, по существу отсутствовал эффективно действующий координирующий орган, который мог бы совместить как специфические национальные, так и об¬щие интересы. Потребовалось довольно продолжительное вре¬мя, чтобы прийти к взвешенным решениям общих проблем. Несмотря на наличие центробежного мышления, благодаря последовательным усилиям казахстанского лидера в Содру¬жестве ясно обозначилось понимание необходимости более тесного взаимодействия.
Стратегический курс Республики Казахстан, направлен¬ный на создание единого экономического пространства, на¬шел свое конкретное воплощение в ходе Московского самми¬та в мае 1993 года. Государства-участники Содружества од¬нозначно высказались за образование Экономического Союза и подписали Декларацию. В ней было заявлено о решимости членов СНГ идти по пути глубокой интеграции, создания об¬щего рынка для свободного передвижения товаров, услуг, ка¬питалов, трудовых ресурсов, поэтапно двигаться к Экономи¬ческому Союзу.
Главы государств СНГ определили как ближайшую зада¬чу на пути к Экономическому Союзу образование Таможенно¬го Союза, последовательное освобождение от таможенных та¬рифов, снятие любых нетарифных ограничений. При этом было высказано стремление к внедрению рыночных форм хозяй¬ствования, проведению согласованной стратегии экономичес¬ких реформ, осуществлению активной социальной политики.
Президент Н.Назарбаев в своем выступлении подчеркнул, что создаваемый Экономический Союз должен стать не копией СЭВ, в котором доминировал СССР, а подобием Европейско¬го Сообщества - альянсом суверенных, экономически равно¬правных государств.
Следующим шагом в совместной работе стало подписа¬ние в сентябре 1993 года Договора о создании Экономичес¬кого Союза. Этот Союз планировалось создать на основе доб¬ровольности участия, уважения суверенитета, территориаль¬ной целостности, равенства прав, а также взаимной ответствен¬ности соответствующих государств за реализацию положений этого Договора. Впервые в рамках СНГ была подтверждена необходимость проведения взаимных консультаций с целью координации позиций и принятия мер в случае .....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: