Курсовая работа: Формирование рыночного механизма в переходной экономике РК

Курсовая работа: Формирование рыночного механизма в переходной экономике РК

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА I. РЫНОК, ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗКИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ.
1.1 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКА
1.2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА
ГЛАВА II. АНАЛИЗ РЫНОЧНОГО МЕХАНИЗМА. КОНКУРЕНЦИЯ – СПРОС И ПРЕДЛОЖЕНИЕ
2.1 ЗАКОН И КРИВАЯ СПРОСА.
2.2 ЗАКОН И КРИВАЯ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.
ГЛАВА III. УСЛОВИЯ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Рыночные отношения характеризуют особый тип организации народного хозяйства, при котором между производителем и потребителем не существует никаких промежуточных управля¬ющих, планирующих или иных административных учреждений, регулирующих деятельность производителей и потребителей. Противоположностью рынку является командно-административ¬ная система. Она внедряется как раз между производителем и потребителем, диктуя им свои условия и направляя их деятель¬ность с помощью управленческих команд и директив.
В то время как определенный порядок в рыночной экономике устанавливается сам собой, без вмешательства извне, админист¬ративно-командная экономика стремится навязать жесткий порядок сверху, тем самым устраняя конкуренцию и соперничество между производителями и потребителями. Хотя конкуренция приводит и к некоторым нежелательным явлениям, тем не менее она является весьма эффективным средством стимулирования личной инициативы, предприимчивости и роста производитель¬ности труда. По крайней мере, рыночная экономика, опирающая¬ся на конкуренцию, доказала свое преимущество над другими, альтернативными способами организации народного хозяйства.
Среди массы новых явлений, с которыми столкнулись люди после образования СНГ, а также с началом реформы, феномен конкур¬енции привлекает к себе относительно скромное внимание. О конкуренции в повседневной жизни напоминает, пожалуй, лишь агрессивная реклама компаний, наперебой расхвали¬вающих свои товары и выгодные цены. Не удивительно, что инфляция, безработица, банковские и валютные кризисы или даже заведомо более мелкие явления вроде банкротств от-дельных компаний затмевают в обыденном сознании проб¬лемы конкуренции,
Напротив, профессиональные экономисты, отдавая должное грозным кризисным и инфляционным процессам, единодушно признают особое фундаментальное или системо - образующее значение конкуренции для функционирования рыночной экономики.
Далее в работе будут опреде¬лены условия равновесия, а также закон спроса и предложения при рыночной структуре совершенной конкуренции.
ГЛАВА I. РЫНОК, ПРИЧИНЫ ЕГО ВОЗКИКНОВЕНИЯ И ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ
Возникновение рынка непосредственно связано с появлением общественного разделения труда. Не говоря уже о таком крупном разделении труда, которое возникло на заре цивилизации между земледельческими и скотоводческими племенами, необходимо подчеркнуть, что именно все увеличивающееся разделение труда, его специализация в конечном итоге привели не только к повышению производительности и эффективности общественного производства, но и к неизбежности обмена продуктами этого труда. Постепенно такой обмен расширялся И совершенствовался, начиная со случайного обмена встречавшихся первобытных племен и заканчивая современным рынком, где в качестве всеобщего эквива¬лента стоимости выступают деньги.
Таким образом, рынок представляет собой специфический способ организации экономической деятельности, где хозяйст¬венные отношения между людьми выступают как отношения между товарами, или вещами. Причем всеобщим эквивалентом стоимости здесь является товар особого рода-деньги. Совершенно иное мы наблюдаем при натуральном обмене, например, бартере, когда один вид товаров обменивается на другой. В этом случае ясно видно, какой род деятельности противостоит или, лучше сказать» соотносится с другим родом деятельности. Когда вы поку¬паете товар на рынке за деньги, те они становятся единственным свидетельством созданной стоимости. Продавая товар, вы получаете за него деньги и на них покупаете нужный вам товар. Такой механизм регулирования производства и потребления, спроса и предложения оказался весьма эффективным, несмотря на все аль¬тернативные попытки переустройства экономической жизни, в том числе с помощью всеобщего планирования и управления.
Истерически рынок развивался постепенно и первоначально означал свободную розничную торговлю продуктами и некото¬рыми другими товарами хозяйственного обихода. Для этого отво¬дились специальные места на площадях, оживленных улицах. Такой рынок часто называют базаром, и в этом виде он сохра¬нился до наших дней. В дальнейшем понятие "рынок" приобрело белее широкое значение; сейчас мы говорим об оптовых рынках, товарно-сырьевых биржах, а также о фондовых биржах, где продаются и докупаются ценные бумаги и акции.
Наиболее высокоорганизованными являются рынки товаров, пользующихся всеобщим спросом, поддающихся точной специ¬фикации» перевозке на далекие расстояния. Ясно, что рынок, например, обычных кирпичей будет ограничиваться ближайшими окрестностями кирпичного завода, в то время как рынок драго¬ценных металлов, камней и минералов, хлопка, зерна, металлоиз¬делии может охватывать территорию всей страны и даже других государств. Такого рода товары отличаются тем, что удовлетво¬ряют всеобщие потребности, пользуются спросом везде, свойства самих товаров заранее точно известны. Они могут перевозиться на далекие расстояния, в отличие, скажем, от скоропортящихся товаров (овощи, фрукты, свежая рыба и т.п.).
Особое значение среди высокоорганизованных рынков имеют рынки ценных бумаг и драгоценных металлов. К ценным бумагам относятся акции и облигации, выпускаемые частными компаниями, акционерными обществами и правительствами. Наибольшим спросом среди них пользуются акции крупных, известных компаний, в особенности международных, а также облигации, выпускаемые правительствами, ввиду их надежности и гарантированности дохо¬да по процентам. По образцу фондовых бирж, на которых продаются и покупаются акции, организован мировой рынок драгоцен¬ных металлов и прежде всего золота, серебра, платины. Благода¬ря своим природным качествам эти металлы выступали в роли всеобщего эквивалента, да и теперь могут служить деньгами, хотя непосредственно не используются в торговых операциях.
Прямой противоположностью указанным выше рынкам являются рынки товаров, пользующихся спросом узкой группы лиц. например продажи одежды индивидуального пошива, картин и произведений художественных ремесел и т.п. То же самое следует сказать о местных рынках по реализации скоропортящихся товаров, объемных вещей и всего того, что не поддается перевоз¬кам на дальние расстояния. Такие рынки по своему характеру являются узко ограниченными, колебания цен на них в разных местах ощутимее, но тем не менее и для них сохраняется главное условие: цены товаров определяются в зависимости от спроса и предложения, хотя и имеют тенденцию к выравниванию.
1.1 ХАРАКТЕРНЫЕ ЧЕРТЫ РЫНКА
Существует пять признаков рынка, отличающих его от дру¬гих типов организации экономической деятельности.
Во-первых, подлинный рынок предполагает свободный доступ в него и свободный выход из него, поэтому число участников рынка ничем не ограничивается. Более того, чем больше таких участников, тем заметнее проявляются рыночные законы. Вступ¬ление в рынок и участие в нем в принципе можно осуществить разными способами: открыть свое дело (мастерскую, магазин, ателье и т.п.), обходясь собственными силами и силами своей семьи или родственников; нанять рабочих и создать предприятие или фирму. Именно таким путем происходило формирование классического капитализма с присущей ему эксплуатацией, осно¬ванной на извлечении прибавочной стоимости, как это детально было прослежено К. Марксом в "Капитале". Участвовать в рыноч¬ной деятельности можно и путем покупки акций, ценных бумаг, вкладывая деньги в банки, страховые компании и другие финан¬совые учреждения (в данном случае речь идет не о рынке Товаров, а о рынке ценных бумаг, или финансовом рынке).
Во-вторых, поскольку на рынке действует множество произ-водителей товаров, постольку цена, назначаемая на эти товары, оказывает незначительное влияние на общую рыночную цену. Другими словами, каждый товаропроизводитель не может вы¬бросить на рынок столько товара, чтобы диктовать свою цену потребителям. Именно массовый характер рынка, взаимодействие разных продавцов с приблизительно равными возможностями приводит к выравниванию общей рыночной цены, содействуя ее устойчивости. В самом деле, каждый продавец стремясь продать подороже, назначает свою цену на товар, но поскольку таких продавцов множество, то под влиянием спроса потребителей они вынуждены идти на выравнивание общей цены. Здесь как раз и проявляется механизм конкуренции, который регулирует рыночные отношения, вносит в них определенный динамический порядок. В-третьих, на рынке предполагается полная свобода в перемещении материальных, финансовых и людских ресурсов. Почему важно это условие? Да потому, что каждый участник стремится увеличить свой доход, а для этого надо переместить ресурсы туда, где они дадут наибольшую отдачу, где используются новые мощности, осваиваются более передовые технологии, лучше оплата труда и т.п.
В-четвертых, поскольку рынок должен обеспечить в прин¬ципе равные шансы для всех участников, постольку признается право каждого на полную информированность о предложении и спросе, о ценах, прибыли, спецификации товаров и т.п. Это позво¬ляет каждому участнику сделать наилучший выбор среди име¬ющихся возможностей, хотя фактически о полной информиро¬ванности и тем более о наилучшем выборе приходится говорить не всегда. Ведь в принципе между шансом и возможностью его осуществления всегда имеется определенная дистанция.
В-пятых, на свободном рынке исключаются какие-либо при¬вилегии для каких-либо групп продавцов, связанные, например, с торговыми марками и иными характеристиками товаров. Все товары считаются абсолютно однородными, если они соответствуют стандарту. Конечно, это условие меньше всего соблюдается на рынках фактически, ибо покупатели, особенно на оптовых рынках, прекрасно разбираются в достоинствах товаров тех или иных компаний, в частности производимых фирмами и концернами с хорошей, устоявшейся репутацией, и даже реклама порой мало что может изменить, Таким образом, очевидно, что рынок, кото¬рый характеризуется перечисленными пятью основными признаками, во многом отличается от рынка реального и посути дела, является идеализированным рынком, основанным ив свободной конкуренции и потенциально равных шансах для всех продавцов и покупателей.
1.2 СТРУКТУРА И ФУНКЦИИ РЫНКА
По своей структуре рынок представляет собой такой способ связи или отношений между производителями и потребителями, при котором обмен товаров происходит с помощью денег и, следовательно, регулятором экономических отношений выступают цены. Хотя обмен товаров происходил во всех прежних социально-экономических формациях, но господствующее поло¬жение рынок приобрел в капиталистическом обществе, поскольку здесь товаром становится также рабочая сила, продаваемая на рынке труда.
В рыночном хозяйстве все имеет свою цену. Продавая продукт своего труда, вы получаете за него деньги, на которые покупаете нужные вам товары. При этом цены на рынке устанавливаются в зависимости от спроса и предложения. Когда спрос на товар возрастает, то рынок немедленно на это реагирует повышением цен. Таким образом, покупатель своими деньгами как бы "голосует" за увеличение производства нужного ему товара. Производи¬тель, получая этот сигнал на рынке, стремится удовлетворить возросший спрос, поскольку это принесет ему дополнительный доход. Если товара на рынке оказывается слишком много, то цены на него падают и это вынуждает производителей умень¬шить его выпуск. Таким путем достигается координация поведе¬ния производителей и потребителей, которая не требует никаких разрешений и директив от какого-либо планирующего МАК руко¬водящего центра. Возникает впечатление, что рыночный меха¬низм функционирует почти автоматически, хотя на самом деле регулирование здесь осуществляется с помощью метода проб и ошибок. Производителю сразу трудно определить спрос, несмот¬ря на всевозможные способы изучения конъюнктуры рынка, поэ¬тому, если его расчет оказывается ошибочным, то ошибка исправ¬ляется рынком: при дефиците цена на товары повышается, при перепроизводстве, наоборот, падает. Такая корректировка приво¬дит к установлению равновесной, стабильной цены. Однако она не остается неизменней на протяжении долгого времени, посколь¬ку с изменением конъюнктуры на рынке достигнутое равновесие сменяется не равновесием, которое в свею очередь приводит к новому равновесию, и такого рода циклы постоянно повторяются1.
Говоря о рыночном регулировании и согласовании поведения производителей и потребителей, мы всюду имеем в виду идеализированный рынок, в котором господствует свободная конкурен-ция, и который для краткости в дальнейшем будем называть конкурентным рынком. Создатели классической экономической теории, начиная от Адама Смита и кончая Джоном Стюартом Миллем, ориентировались именно на такой рынок, ибо в те время монополии не могли оказывать решающего влияния на установ¬ление цен на рынках. Когда положение изменилось и количестве монополий не только возросло, но они стали диктовать цены на рынках, тогда сторонники новей, так называемой неокласси¬ческой, модели внесли в прежнюю модель заметные усовершен¬ствования, учитывающие влияние монополий. После Великой депрессии 30-х годов рыночная система уже не считается саморегулирующейся.
Рассмотрим схематически взаимодействие между производст¬вом и потреблением в рыночной экономике (см. рис. 1)......

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Формирование рыночного механизма в переходной экономике РК курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Формирование рыночного механизма в переходной экономике РК скачать бесплатно, курсовая работа экономика скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]