Курсовая работа: Эффективный менеджмент
Содержание
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ
ГЛАВА 2. МЕНЕДЖМЕНТ. ПРАКТИКА УПРАВЛЕНИЯ В РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
2.1 Менеджмент управления
2.2 Потребность в освоении профессиональных знаний
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ ЭФФЕКТИВНОГО МЕНЕДЖМЕНТА В КАЗАХСТАНЕ
3.1 Казахстан: “время менеджеров”
3.2 Место управления в целостной концепции деловых функций
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
“Почему эффективный менеджмент?” - может поинтересоваться читатель, впер¬вые соприкасающийся с проблемами менеджмента в их научном (лучше - на¬учно-учебном) изложении. Действительно, почему в титульное название этой курсовой работы вынесена такая фраза? Ответ на этот вопрос достаточно прост: вообще-то, управлять можно и без всякой предварительной специальной профессио¬нальной подготовки. Оглянитесь — сколько вокруг управленцев, включая наши самые высшие в стране должностные управленческие позиции, занимают свои места, не имея совсем никакой профессиональной подготовки в области уп¬равления. С этой точки зрения управленческая деятельность всегда являлась и продолжает оставаться самой незащищенной от дилетантов сферой дея¬тельности. Удивительно, но ведь даже на должность слесаря устроиться ра¬ботать почти невозможно без предварительной профессиональной подго¬товки, а вот на должность управленца — можно. Но удивительно и другое: даже заняв управленческую должность, многие функционеры (это именно их так называют - дилетанты без предварительной профессиональной под¬готовки) вовсе не стремятся получить профессиональное образование на системном уровне. Но менеджмент есть не только и не столько искусство, сколько наука.
Становление этой науки — как бы ответная реакция на проблемы американ¬ской действительности, связанные со взрывом индустриализации. Появление большого числа компаний в течение весьма короткого периода, их быстрый рост и, как следствие таких процессов, усложнение экономической структуры и рыночной конъюнктуры, а соответственно, и настоятельная необходимость повышения эффективности функционирования компаний и фирм — все это заставило как промышленников, так и наблюдателей (ученых или будущих ученных) обратиться к проблеме самовыживания и самоорганизации фирм и ком¬паний. Такие новые, нехарактерные для предшествующего времени, требова¬ния к искусству ведения деловой активности, искусству руководства своим биз¬несом накладывались на общественную экономическую философию американ¬ского общества, опирающуюся на такие понятия, как реальная демократия (со всеми присущими ей и позитивными, и негативными сторонами и явления¬ми), свобода предпринимательства, невмешательство государства в экономи¬ческую и социально-экономическую жизнь своих сограждан, соблюдение (хотя и избирательное) гражданских прав и свобод.
Если же к этому добавить действительно значимый почти для каждого аме¬риканца тезис об “американской мечте”, то перед нами предстанет достаточно полная картина той общественно-экономической ситуации, которая свидетель¬ствовала не только о необходимости, но и о возможности обращения внимания на осмысление проблем управления своим бизнесом, выведение каких-то об¬щих, значимых для достижения делового успеха правил и принципов, которы¬ми можно было бы овладеть в процессе обучения или путем самообразования. Наука менеджмента, позволившая дать ответы на все возникавшие в то время вопросы, требовала более активного включения интеллектуального компонен¬та самого руководителя (или собственника) фирмы в повседневную практичес¬кую деятельность, постепенно подводя его к мысли о необходимости выработ¬ки определенной культуры управления, игнорировать которую со временем стало почти невозможным. Такое развитие событий со временем превратило менедж¬мент в инструмент профессиональной деятельности, имеющий все свойствен¬ные любой профессии специфические черты и отличия, и окончательно опре¬делило эту деятельность прежде всего как мыслительную, а потому — творчес¬кую.
Нельзя сказать, что в других странах этой проблеме не уделялось внимания. Подобные поиски увенчались большими успехами в Великобритании, Фран¬ции, но там были иные условия, а менеджмент — наука весьма прагматичес¬кая, она может развиваться только на основе накопленного опыта или экспе¬риментирования с переживаемым опытом. И еще одно обстоятельство сопро¬вождает развитие этой весьма специфической сферы человеческих познаний: менеджмент, как наука, остается невостребованным в любом обществе до тех пор, пока общество не достигнет состояния “экономического взрыва”, взрыва экономической активности (проанализируйте экономическое развитие хотя бы Японии или Германии).
ГЛАВА 1. ЭФФЕКТИВНЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ И ЕГО СТАНОВЛЕНИЕ
В Казахстане этап подготовки к такому “экономическому взрыву” до переворота 1917 г. до конца не был пройден, и потому самого “взрыва” не состоялось, следовательно, не наблюдалось и “взрыва” особенного интереса к проблемам управления (как это было, скажем, в США).
Нынешняя Казахстанская практика свидетельствует о весьма значительной за¬интересованности как в развитии казахстанской науки управления, так и в овла¬дении ее основами. Однако поскольку опыта экономических преобразований накоплено явно недостаточно и наука на этой основе не может эффективно развиваться, то почти повсеместно происходит ее подмена американской вер¬сией менеджмента, что не удовлетворяет требований практикующих управлен¬цев. Тем не менее, необходимо принять во внимание, что любая общественная наука в ее любой национальной интерпретации состоит как бы из двух состав-ляющих:
- общетеоретических проблем интернационального свойства и значения;
- общетеоретических и прикладных проблем национального свойства и значе¬ния.
Казахстан, казахстанский национальный характер, текущая казахстанская практи¬ка, естественно, имеют свои отличительные черты, равно как и любая другая страна. Соединение накопленных в мире знаний в сфере менеджмента, их адап¬тация к конкретным казахстанским условиям и сосредоточение на национальных особенностях, свойственных всему, что изучает эта наука, - вот та основа, на которой базируется (и должна базироваться) казахстанская версия менеджмента - науки управления.
Однако ни от учебника или учебного пособия, ни от преподавания или преподавателя нельзя ждать готовых рецептов, достаточных для практики уп-равления. Версия учебного курса — и не только по менеджменту - это изложе-ние подхода к управлению, общих его основ, базирующихся на минимуме обя-зательных знаний. Однако предназначение излагаемого подхода и минимально¬го объема знаний — дать возможность каждому обучающемуся на основе соб¬ственных размышлений выбрать и осмыслить наиболее подходящую для него концепцию (методы, приемы, способы) управления. Ответить же на конкрет¬ные вопросы, касающиеся деятельности конкретного менеджера или фирмы, может лишь консультант по проблемам управления; и хотя у нас культура кон¬сультационного обслуживания (и запросов на такое обслуживание) развита еще недостаточно, уровень ее, несомненно, будет возрастать, что порождает осо¬бый спрос на отражение в литературе (научной, учебной, публицистической) накопленного опыта управленческой деятельности в Казахстане.
Предметом изучения в курсе менеджмента (равно как и науки управления) выступает управленческая деятельность практикующего менеджера (как теку¬щая, так и потенциально возможная) в конкретных условиях, свойственных обществу и организации, возглавляемой менеджером (под термином “менед¬жер” в данном случае понимается собирательный, т.е. обобщенный, образ уп¬равленца).
Рис. 1. Анализ управленческой деятельности
Управленческая деятельность в курсе менеджмента анализируется с разных точек зрения с целью получения полной картины решаемых на практике про¬блем и задач, а также для осознания целостной схемы управленческой деятель¬ности.
Анализ управленческой деятельности (рис. 1) осуществляется прежде всего с четырех точек зрения:
- основной должностной обязанности менеджера;
- основного функционального назначения менеджера;
- закрепившихся на практике подходов;
- технологической (или с точки зрения технологии управленческой деятель¬ности как профессионально организуемого процесса)......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: