Курсовая работа: Этапы национально-освободительного движения Индии

Курсовая работа: Этапы национально-освободительного движения Индии

Содержание

Доминиона, и настолько широко соглашаться с составной частью какого-либо акта, настолько то допускается указами Его Величества или оговорками в указах, выработанных в духе удовлетворения желания Его Величества, приостанавливающих действие законов до тех пор, пока удовлетворение желания Его Величества не найдет применения в законах любого из новых Доминионов.
Мнение отечественных историков о пути Индии к независимости.
В конце войны политическое положение в стране стало резко обостряться. Северную Индию охватили мощные стачки рабочего класса и крестьянские выступления, особенно в Бенгалии. В 1945-1946 гг. Калькутта стала ареной массовых выступлений населения, не раз возводившего баррикады в борьбе с английскими военно-политическими карательными силами. В феврале произошло восстание на флоте, получившее широкий отклик и в Северной Индии. В стране создалась революционная ситуация. Лейбористское правительство Англии было вынуждено уступить. 15 августа 1947 г. Джавахарлал Неру поднял флаг независимой Индии в историческом Красном форте в Дели.
Образовалось два государства: Индия и Пакистан. Завоевание независимости было омрачено грандиозными столкновениями мусульман с индусами и сикхами происшедшими при разделе страны, переселением миллионов беженцев. Тяжелыми оказались и экономические последствия раздела. Все это в наибольшей степени ощущалось на востоке и северо-западе Северной Индии. Положение осложнялось вооруженным конфликтом 1947-1949 гг. между Индией и Пакистаном из-за княжества Кашмир, вошедшего в Индию в качестве отдельного штата. В 1948 г. национальный лидер М.Ганди был убит религиозным фанатиком – экстремистом.
В течение первых лет независимости, когда Индия оставалась британским доминионом, были предприняты усилия по преодолению отрицательных экономических последствий раздела страны в 1947 г., индианизации аппарата управления, интеграции индийских княжеств в состав штатов независимой Индии. Учредительное собрание в 1949 г. приняло новую конституцию, по которой Индия 26 января 1950 г. стала суверенной республикой, сохранившей некоторые связи с Содружеством – наследником распавшейся английской колониальной империи.
Мнение британского историка о трудном пути Индии к независимости.
Перед лицом надвигающейся гражданской войны правительство Великобритании в 1947 г. предоставило независимость двум отдельным государствам, образовавшимся на территории этой бывшей колонии. Большая ее часть вошла в состав преимущественно индуистского государства, по-прежнему называвшегося Индией. На севере возникло мусульманское государство названное Пакистаном. Цейлон, остров, расположенный к югу от Индии, также обрел независимость и впоследствии был переименован в Шри-Ланку.
Однако столкновения между Индией и Пакистаном продолжались, поскольку на их территориях проживали многочисленные религиозные меньшинства. Тысячи людей были вынуждены покинуть родне места; мусульмане переселялись на север, в Пакистан, а индуист – на юг, в Индию. Эта массовая миграция населения сопровождалась вспышками насилия между сторонниками обеих группировок. Еще больше накаляли обстановку сикхи – приверженцы религиозного течения, доминирующего на территории индийского штата Пенджаб, которые намеривались создать там собственное государство. На Шри-Ланке индуистская группировка, именуемая тамилами, также начала борьбу за свою независимость.
Мнение норвежского историка о национально-освободительной борьбе индийского народа.
Колониальные власти сталкивались в Индии с жаждущим свободой народом, с хорошо организованным массовым антиколониальном движением, растущим недовольством индийскими приверженцами англичан, засевшими в администрации, полиции и армии. С экономической точки зрения колониальное владение Индией отныне не играло столь большой роли. В военные годы Индия больше торговала с другими странами, чем с Великобританией, и теперь отечественная индийская продукция стала заменять импортные английские товары. После войны в Индии прошла волна забастовок наряду с многочисленными восстаниями крестьян.
В этот хаотичный и напряженный период обретения независимости в стране погибло около 1млн чел. 10-15 млн мусульман покинули насиженные места и переселились в те части страны, где проживало большинство их братьев по вере, тем не менее один из каждых трех мусульман предпочел остаться в Индии. Сегодня они образуют в этой стране национальное меньшинство в количестве 10%, или 80-90 млн чел.
Введение
Актуальность темы. Казахстан стоит сегодня на рубеже нового этапа социально-экономической модернизации и политической демократизации. Мы сохраняем и развиваем многовековые традиции, язык и культуру казахского народа, обеспечивая при этом межнациональное и межкультурное согласие, прогресс единого народа Казахстана, и это один из наших важнейших приоритетов, мы рассматриваем нашу страну как полноправного и ответственного члена международного сообщества, где Казахстан выполняет важные функции по обеспечению геополитической стабильности и безопасности в регионе . В связи с этим изучение исторического опыта отдельных стран, и сейчас является актуальным и должно занять достойное место в нашем обществе. Борьба за независимость Индии - хороший пример чтобы не допустить подобный процесс в мире. Поражение нацистской Германии и ее союзников, значительное усилие международного авторитета и влияния Советского Союза, внесшего основной вклад в дело разгрома фашистской агрессии, начавшиеся революционные изменения в освобожденных Советской Армией странах Центральной и Юго-Восточной Европы, укрепление демократических сил в западноевропейских странах – все эти внешнеполитические факторы с окончанием войны стали оказывать все возрастающее влияние на положение в Индии. Развертывание военного производства благоприятно сказалось на индийской промышленности. По сравнению с предвоенным периодам общий объем промышленной продукции к 1943 г. вырос почти на 25%. Правда, в лучшем положения оказались те отрасли, в которых были размещены военные заказы (металлургия, хлопчатобумажное производство, химическая промышленность), а также впускавшие продукцию для находившейся в Индии более чем полумиллионной английской армии. Индийская буржуазия за счет полученных высоких прибылей сумела за годы войны сделать немалые денежные накопления. Крупный индийских бизнес начал все более широко практиковать образование смешанных компаний в передовых отраслях производства – химической промышленности, автомобилестроении.
Рост деловой активности индийской торгово – промышленной буржуазии, укрепление позиций как в провинциях Британской Индии, так и в княжествах происходили параллельно некоторому ослаблению позиций английского капитала, была нарушена его монополия в ряде областей торгово-промышленной деятельности . Разбогатевшая на военных поставках индийская национальная буржуазия, в особенности ее верхушка, остро ощущала гнет колониального режима, который препятствовал производительной реализации образовавшихся у нее денежных накоплений, свободному развитию национального капиталистического предпринимательства.
Прекращение военных заказов повлекло производства, закрытие предприятий, массовые увольнения предприниматели стремились компенсировать свои потери за счет рабочего класса. Массовое бегства крестьян из голодающих деревень в города в 1943 – 1944 гг. вызвало значительный рост числа безработных. Английские правящие круги, пытаясь сохранить колониальный режим в Индии, и продолжали делать ставку на обострение разногласии между основными политическими партиями страны – Национальный конгрессом и Мусульманской лигой.
С середины 1945 г. начался новый подъем стачечного движения в стране.
Новой чертой массового рабочего движения было то, что стачки чаще приобретали политический характер, экономическая борьба рабочего класса соединялась с политическими выступлениями студенчества, других групп трудящихся.
Во второй половине 1945 г. стачки и демонстрации стали перерастать в вооруженные столкновения с войсками и полицией.
Первая крупная стычка с полицией произошла в августе в Бенаресе.
За ней последовали волнения в Бомбее, которые были искусно направлены агентами колониальной администрации в русло индусско-мусульманских погромов, продолжавшихся в течение нескольких дней. Два события осенью 1945 г. обострили внутриполитическую обстановку и дали толчок дальнейшему развертыванию массового антиколониального движения.
В учебно-тренировочном флотском экипаже «Тальвар» («меч») произошло стихийное выступление матросов, подавших начальству рапорт на плохое питание. Попытка командования репрессировать подавших рапорт вызвала всеобщую стачку команды, начавшуюся 18 февраля. Демонстрация проходила под тремя флагами – Национального конгресса, Мусульманской лиги и Компартии, символизировало стремление к объединению всех основных антиимпериалистических сил. 20 февраля в Бомбей были введены воинские части для подавления восстания. Моряки бастовавших команд объединили свои действия и избрали исполком из пяти человек. Создавалась угроза распространения восстания на все англо-индийские военно-индийские силы. Выступления в англо-индийской армии и на флоте вызвали горячую поддержку демократических сил . Под давлением со стороны руководства Конгресса и Лиги стачечный комитет 23 февраля капитулировал. Однако в некоторых районах страны забастовки матросов и солдат продолжались еще в течение нескольких дней. Выступления в индийских вооруженных силах показали, что в Индии складывается революционная ситуация .
Под давлением событий в Индии лейбористское правительство было вынуждено расчленение страны на уступки национально-освободительному движению в стране. В феврале в Индию направилась миссия английского кабинета в составе министра по делам Индии Петиклоуренса, морского министра Александра и министра торговли Криппса. 15 марта 1946 г. Эттли зачитал в палате общин вторую декларацию об индийской политике лейбористов, в которой объявлялось о предоставлении Индии статуса доминиона . В своем заявлении Эттли призвал, что движение за национальную независимость является всенародным, что в него втянута армия. В конце марта миссия трех министров прибыла в Индию и начала длительные, продолжавшиеся в течение всего апреля переговоры с лидерами Национального конгресса и Мусульманской лиги. На позиции обеих партий оказали влияние результаты закончившихся в начале апреля 1946 г. выборов в провинциальные законодательные собрания. Мусульманская лига получила большинство голосов по мусульманской курии во всех провинциях с индусским большинством и в Бенгалии, где мусульмане составляли большинство. Выборы показали, что, во-первых, подавляющее большинство избирателей выступали за сохранение единства Индии; во-вторых, выдвинутый Мусульманской лигой лозунг Пакистана оказался привлекательным для большинства избирателей-мусульман в провинциях с преобладающим немусульманским населением; в-третьих, Мусульманская лига завоевала прочные позиции в мусульманской общине по всей Индии. Национальный конгресс получил всего 930 мест в провинциальных законодательных собраниях, а Мусульманская лиги – 497, но сформировать провинциальное правительство она сумела лить в Бенгалии. Результаты выборов укрепили как решимость руководства Национального конгресса отстаивать единство Индии, так и, напротив, решимость руководства Мусульманской лиги добиваться проведения идеи создания Пакистана. Переговоры, на которых английская сторона искусно играла на противоречиях между Конгрессом и Лигой, закончились провалом. В то же время колониальная администрация предприняла действия, направленные как на предотвращение решения вопроса о будущем статусе Индии другим путем, так и на всемерную оттяжку «передачи власти».
Реакция Конгресса и Лиги на предложения миссии трех министров не была одинаковой. Руководства Мусульманской лиги не только одобрило английский план, но дало согласие на участие во временном правительстве, об образовании которого было объявлено Уэйвеллом также 16 мая. В июне председателем Конгресса вместо Азада был избран Джавахарлал Неру, министрами – видные лидеры Конгресса В. Патель, Р. Прасад и другие, а также представители общин христиан, сикхов и парсов. Несмотря на ограниченные компетенции временного правительства, первые шаги, особенно во внешнеполитической области, показали, что его политика резко отличается от политики колониальной администрации. Реакция Лиги на образование правительства была весьма бурной. Джинна расценил это событие как акт предательства англичан по отношению к мусульманам и объявил день 16 августа началом прямой борьбы за Пакистан. В Калькутте были спровоцированы крупные индусско-мусульманские погромы, которые перекинулись на соседние районы Бухара и Бенгалии. Ганди выступил с резким осуждением погромов и побывал на месте индусско-мусульманских столкновений. В сентябре Лига вошла во временное правительство, но продолжала бойкотировать учредительное собрание. В октябре 1946 г. состоялся съезд Национального конгресса, на котором президентом был избран А. Крипалани. Съезд одобрил политическую линию руководства Национального конгресса и высказался за превращение Индии в суверенную республику.
В течение 1946 и 1947 гг. экономическое положение в стране продолжало ухудшаться, что стимулировало дальнейшее развитие массовых выступлений в городе и деревне. Летом и осенью 1946 г. прошло несколько крупных забастовок – на Южно-Индийской и Северо-Западной железных дорогах, на заводах и фабриках Бенгалии, Мадраса и в других промышленных центрах. В движении приняло участие около 5 млн. человек. Поскольку правитель Кашмира и верхушка княжеской администрации были индусами, а оппозиция принадлежала к мусульманской общине, то обострение положения в Кашмире могло неблагоприятно сказаться на развитии индусско-мусульманских отношений в остальной Индии. Поэтому Неру сам в июне 1946 г. прибыл в Кашмир, но тут же был арестован полицией. В этой обстановке в январе 1947 г. Конгресс образовал специальный комитет для переговоров с князьями о порядке представительства княжеств в учредительном собрании.
В апреле Маунтбэттен прибыл в Индию, а 3 июля был обнародован «план Маунтбэттена» о разделе Индии на два доминиона: Индийский Союз и Пакистан. В августе 1947 г. английский парламент утвердил «план Маунтбэттена» в качестве Закона о независимости Индии, который вошел в силу 15 августа того же года. В этот день Джавархарлал Неру впервые поднял национальный флаг Индии над историческим Красным фортом в Дели. Героическая борьба нескольких поколений индийских борцов за свободу успешно завершилась. С победой национальной революции в стране Индии начался новый период – независимого развития.
Подводя итог всему вышесказанному, хочу заметить, что со времен средневековья и до наших дней немногое изменилось. Остались те же насущные проблемы, тот же человеческий эгоизм, те же человеческие амбиции.
Нурсултан Абишевич Назарбаев, понимал всю сложность в Южноазиатском регионе и во всем мире написал ряд книг, посвященные этой тематике.
Президент в своей книге “В потоке истории”приводить пример, где говориться, что тюрко – кыпчаки имели тесные связи с Индией . В других своих работах Президент рассматривает обстановку в мире, в том числе и Южноазиатский дистрикт. Он отмечает, что ситуация в Индии накалена. Здесь имеет место Индо – Пакистанский конфликт .
Он обращает внимание на экстремизм, что бы он в мире не распространялся. Президент особо подчеркивает Индийский регион, поскольку политические неурядицы и война – хороша подпитки для экстремистских организаций .
Степень разработанности темы. Историография данной темы включает в себе труды как советских, так и зарубежных историков. Эти авторы многогранно рассматривают ход исторических событий в истории Индии. Также курсовая работа включает в себя труды английских, индийских авторов, разного рода источниковая база и труды Назарбаева и Токаева.
Методологический ориентир. Моим методологическим ориентиром по написанию курсовой работы были книги обращенные к трудам Н.А. Назарбаева “Пять лет независимости”. В этой книге Президент говорит, что многие страны не сумели оставить в прошлом свои взаимные претензии, истощают силы в конфликтах . Н.А.Назарбаев призывает странам к миру и взаимопониманию.
Президент в своих работах пишет, что важно все строить в мире “многополюсную систему”. Т.е. нужно все проблемы решать вместе и всем миром. “Масштаб современных проблем столь велик, что в одиночку с ним не справится ни одному, ни группе государств, какими бы сильными они ни были” . Однако Индо – Пакистанский конфликт полная противоположность слов Президента.
На мой взгляд позиция Президента – самая приемлемая. На сегодняшний день между Индией и Великобританией строятся великолепные отношения, будь то в политическом, экономическом, социальном аспектах. Книга президента как – никак лучше отражает позиции Великобритании и Индии в современном периоде. Чтобы установить добрые отношения во всем мире, нужно эти отношения создать, развивать и поддерживать. Именно таким путем и движется Казахстан. “С момента установления дипломатических отношений для казахстанско-индийского сотрудничества характерна высокая степень устойчивости.
Немаловажную роль в этом играют традиционно – дружественные отношения и взаимная симпатия между народами двух стран” .
Методы исследования. При выполнении курсовой работы я старалась больше опереться на научные ценности. Я использовала разного рода информацию из разных источников при написании представленной работы. Источники, которые были использованы, они являются относительно свежими.
Источниковая база. Разработка по данной теме потребовал ряд книг, таких как: Под ред. А.М.Родригеса Новейшая история стран Азии и Африки XX век.- М., 2001 ., Новейшая история 1945-1999. Издательство Олимп Астрель – М., 2000 ., Неру Дж. Открытие Индии. М., 1955 ., История народов Восточной и Центральной Азии с древнейших времен до наших дней. М., 1986 ., Эриксен Т.Л. Всемирная история с 1850г. до наших дней. Осло, 1994 ., и многие другие труды известных авторов.
Научная новизна. Научная новизна данной работы состоит в том, что и в современном мире, к сожалению, имеют место быть подобные ситуации и обстоятельства, так и в случае с захватом Англией Индии. Война в Индии против англичан послужила хорошим примером для того, чтобы не допустить подобных агрессий со стороны других государств. Индийский регион является очень важным и на этот регион сконцентрировано большое внимание в настоящее время.
Цель работы. Целью моей работы является проанализирование ход истории от начала до завершения борьбы за независимость Индии.
Задачи работы. Моей задачей по написанию работы является, донести до слушателя и читателя события, происходившие в то время и связать их с современностью. В современном мире, к сожалению, имеют место быть подобные ситуации как и в борьбе за независимость Индии.
Практическая значимость. Курсовую работу “Борьба за независимость Индии”можно использовать студентам, изучающим спецкурс по истории Азии и Африки, по истории Англии и Индии.
Структура работы. Данная курсовая работа состоит из: введение, актуальность, цель и задачи работы, структура работы, двух глав, заключение и список использованных литератур......

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Этапы национально-освободительного движения Индии курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Этапы национально-освободительного движения Индии скачать бесплатно, курсовая работа история скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]