Курсовая работа: Экспертиза инновационной продукции
Содержание
ВВЕДЕНИЕ1. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ
2 МЕТОДЫ ОТБОРА ИННОВАЦИОННОЙ ПРОДУкЦИИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Инновационная направленность экономического развития, ра¬стущая необходимость технологического обновления особо подчер¬кивают важность четкого соответствия принципов организации и структурно-организационных взаимосвязей в инновационной деятель¬ности. Речь идет о поиске оптимальных путей привнесения иннова¬ционных импульсов в экономическую реальность. Понятно, что по мере расширения инновационных преобразований требуется науч-но обоснованное формирование функционально-элементной базы инновационного развития.
Организация инноваций включает три принципиальных аспекта:
- субъект инновационной деятельности, являющийся объедине¬нием людей, совместно реализующих разработку, внедрение и про¬изводство новшеств;
- совокупность процессов и действий организации, направлен¬ных на выполнение необходимых функций в инновационной дея¬тельности;
- структуры, обеспечивающие внутреннюю упорядоченность сис¬темы и совершенствование взаимосвязей между ее элементами и подсистемами.
С этой точки зрения организацию инноваций следует понимать как процесс упорядочения инновационной деятельности, как субъект, фирму, институт, инновационное предприятие, как организа¬ционные структуры, определяющие состав и место подразделений, а также регламентирующие процедуры форм, методов, процессов, которые осуществляются в инновационной деятельности.
1. ЗАДАЧИ И ОСНОВНЫЕ ПРИЕМЫ ЭКСПЕРТИЗЫ НОВОЙ ПРОДУКЦИИ
Задача экспертизы состоит в оценке научного и технического уровня проекта, возможностей его выполнения и эффективности. На основании экспертизы принимаются решения о целесообразности и объеме финансирования.
Процедуры оценки проектов, юридического оформления соглашений и контрактов, а также формы и методы контроля за их исполнением действуют во всех странах с развитой рыночной экономикой. Большое значение имеют сроки проведения экспертиз, согласований, продолжительность периода от подачи заявок и предложений до открытия финансирования или предоставления льгот и субсидий. Постоянно совершенствуются методы контроля за ходом реализации проектов, использованием средств по целевому назначению, увеличивается число обязательных условий, которым должен соответствовать проект.
Существуют три основных метода экспертизы инновационных проектов, финансируемых из бюджета:
• описательный;
• сравнение положений «до» и «после»;
• сопоставительная экспертиза.
Описательный метод широко распространен во многих странах. Его суть состоит в том, что рассматривается потенциальное воздействие результатов осуществляемых проектов на ситуацию на определенном рынке товаров и услуг. Получаемые результаты обобщаются, составляются прогнозы и учитываются побочные процессы. Он позволяет учитывать, например, взаимодействие сферы НИОКР с патентным правом, налоговым законодательством, образованием, подготовкой и переподготовкой кадров.
Основной недостаток этого метода в том, что он не позволяет корректно сопоставить два и более альтернативных варианта.
Метод сравнения положений «до» и «после» позволяет принимать во внимание не только количественные, но и качественные показатели различных проектов. Однако этому методу присуща высокая вероятность субъективной интерпретации информации и прогнозов.
Сопоставительная экспертиза состоит в сравнении положения предприятий и организаций, получающих государственное финансирование и не получающих его. В этом методе обращается внимание на сравнимость потенциальных результатов осуществляемого проекта, что составляет одно из требований проверки экономической обоснованности конкретных решений по финансированию краткосрочных и быстроокупаемых проектов.
Метод сопоставительной экспертизы применяется в США и других странах с развитой рыночной экономикой.
Этот метод также имеет недостатки, в частности, он неприменим при выработке долгосрочных приоритетов государственной политики.
Плюсы и минусы различных методов экспертизы инновационных проектов обусловливают их комбинированное применение.
Специальной комиссией ОЭСР рекомендовано руководствоваться следующими принципами проведения экспертиз:
1) наличие независимой группы исследователей, выступающих арбитрами в спорных ситуациях по результатам экспертизы, по подбору специалистов, ее проводящих, и методам контроля;
2) при расчете добавленной стоимости деятельности в области исследований и нововведений рассматривается как производственная;
3) проведение предварительного прогнозирования и планирования расходов на среднесрочную перспективу, чтобы иметь возможность определить предполагаемую эффективность и время для контроля;
4) методы контроля должны быть увязаны с перспективами развития системы руководства научно-технической политикой на государственном уровне.
При экспертизе проектов должно быть учтено потенциальное воздействие результатов исследований или разработок на социальную, экономическую и экологическую среду. Экспертиза содержит не только количественную, но и качественную оценку проектов. При принятии решений учитываются оценки, высказанные каждым членом экспертной группы. Эксперты имеют право требовать любую информацию, касающуюся разрабатываемого проекта. К каждой экспертной группе может быть подключен высококвалифицированный представитель заказчика экспертизы.
В странах с развитой рыночной экономикой работа экспертов не ограничивается только оценкой проектов, но может предусматривать и контроль за ходом работ. При этом методы контроля должны соответствовать уровню проводимых экспертиз. В ряде стран, например во Франции, экспертная оценка проектов и контроль за их исполнением проводятся теми организациями, которые их финансируют. Обязательными параметрами при этом выступают: сроки завершения отдельных этапов работ и всего проекта и степень риска, связанного с осуществлением проекта. В связи с этим во Франции сроки проведения крупномасштабных прикладных исследований колеблются от 8 до 15 лет.
В России выделение ассигнований для финансирования капитальных вложений, затрат на научные исследования и разработки и прочих текущих затрат по федеральным научно-техническим программам, утвержденным Правительством Российской Федерации, осуществляется целевым назначением государственным заказчиком через Федеральный бюджет на очередной финансовый год.
Для реализации федеральных научно-технических программ государственными заказчиками заключаются Государственные контракты с исполнителями программ, отбираемых на конкурсной основе.
Экспертизу проектов в области гуманитарных и общественных наук проводят Российский гуманитарный научный фонд (РГНФ) и Российский фонд фундаментальных исследований (РФФИ).
В РГНФ экспертная оценка формализуется в виде ответов на вопросы экспертной анкеты и предусматривает следующие варианты итогового заключения эксперта:
5 — проект заслуживает безусловной поддержки;
4 — проект заслуживает поддержки;
3 — проект может быть поддержан;
2 — проект не заслуживает поддержки;
1 — проект не заслуживает рассмотрения экспертным советом.
В экспертной анкете учитываются обстоятельства, затрудняющие объективную экспертизу. Это может быть связано с «конфликтом интересов»; не совпадают научные интересы эксперта и содержания проекта; эксперт состоял или состоит в партнерских, финансовых, родственных отношениях с руководителем или исполнителями проекта; в отношениях научного руководства с руководителем (или с одним из основных исполнителей проекта).
Экспертная оценка дается на основе анализа научного содержания проекта и научного потенциала автора (или авторского коллектива). При анализе научного содержания проекта учитываются:
1) четкость изложения замысла проекта (четкое, нечеткое);
2) четкость определения цели и методов исследования (четко, нечетко);
) качественные характеристики проекта (проект имеет: фундаментальный характер; междисциплинарный или системный характер; прикладной характер);
4) научный задел (имеются: существенный научный и методологический задел в решении сформулированной в проекте проблемы; публикации по заданной теме; научно-методическая проработка решения проблемы отсутствует).
5) новизна постановки проблемы (автором впервые сформулирована и научно обоснована проблема исследования; автором предложены оригинальные подходы к решению проблемы; сформулированная в проекте проблема исследования известна науке и автором не предложены оригинальные подходы к решению проблемы).
Научный потенциал авторского коллектива оценивается с учетом анализа научного содержания проекта (автор/участники в состоянии выполнить заявленную работу; эксперт сомневается в возможности выполнить заявленную работу).
Таким образом, эксперт должен не только дать описание проекта, но и оценить: его актуальность для данной отрасли знаний; относится ли проект к приоритетным направлениям исследований; новизну поставленной проблемы; перспективы развития проекта; качественный состав участников, а также обосновать по приведенной выше системе оценку проекта.
Для экспериментально-лабораторных исследований экспертиза предусматривает ответы на следующие вопросы:
• подготовлены ли программы исследований;
• подготовлены ли анкеты для опроса;
• проведено ли пилотажное исследование.
РФФИ проводит экспертизу на основе сравнительного анализа нескольких проектов. Предусматриваются три уровня экспертизы.
Первый уровень — предварительное рассмотрение проекта и решение следующих задач:
• отбор проектов для участия в экспертизе второго уровня;
• составление мотивированных заключений по отклоненным проектам;
• определение экспертов по каждому проекту, прошедшему на индивидуальный уровень экспертизы.
Формализация результатов экспертизы осуществляется на рейтинговой основе.
Рейтинг индивидуального проекта устанавливается на втором уровне экспертизы.
На третьем уровне дается заключение по проекту (могут быть внесены коррективы в общий рейтинг проекта, принимаются решения о финансировании).
Индивидуальный рейтинг проекта рассчитывается по формуле:
где К — общий рейтинг проекта;
r1, r2— коэффициенты, учитывающие соответственно научную ценность проекта и реальность выполнения проекта в срок;
гз — коэффициент коррекции суммарной оценки r1 и r2.
R. может принимать значения от 2 до 13.
Коэффициент r1 оценивает вероятность того, что выполнение проекта может привести к новым принципиальным результатам; обеспечить существенное продвижение в рамках данного направления; оказать влияние на прогресс в данной или смежной научной области.
Коэффициент r2 учитывает научный уровень руководителя и потенциал возглавляемого им коллектива; научный задел и публикации по теме; информационное, лабораторное и материальное обеспечение проекта; корректность распределения задачи по этапам, результатам и срокам работы.
Например, r1 = 2 может означать «достаточную полезность проекта», оценка «5» — заявка на выдающийся результат.
Эксперт оформляет анкету, в которой обосновываются соответствующие оценки.
Конкурсы экономических исследований в России проводятся Консорциумом Экономических исследований и образования, созданным в 1995 г. Фондом "Евразия", Фондом Форда, Институтом «Открытое общество» Фонда Сороса, Благотворительными трастами "ПЬЮ" и Всемирным банком.
Целью Консорциума является объединение усилий организаций-учредителей по развитию исследовательского потенциала в сфере .....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Теоретические основы инновационного развития предприятия
» Курсовая работа: Анализ и оценка инновационного развития АО «МитталСтил Темиртау»
» Курсовая работа: Менеджмент и его особенность
» Курсовая работа: Механизм управления организацией
» Курсовая работа: Экономическая функция менеджмента
» Курсовая работа: Теоретические основы инновационного развития предприятия
» Курсовая работа: Анализ и оценка инновационного развития АО «МитталСтил Темиртау»
» Курсовая работа: Менеджмент и его особенность
» Курсовая работа: Механизм управления организацией
» Курсовая работа: Экономическая функция менеджмента
Іздеп көріңіз: