Курсовая работа: Экономическое сознание
![Курсовая работа: Экономическое сознание](https://www.zharar.com/uploads/posts/2019-05/1557935638_kr3.jpg)
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………..……………2
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ…СОЦИОЛОГИЯ……………………………..…3
1.1.Экономическаясоциология……..…………………………………….
1.2. Экономическое мышление…………………………………..……..6
ГЛАВА 2. РЫНОЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ
2.1. Основные экономические законы рынка……………...…………..9
2.2. Характерные черты рыночных отношений на основе законов рынка……………………………………………………….….11
2.3. Анализ и основные направления развития экономического сознания……………………..………………………………………….12
2.4. Взаимосвязь экономического сознания и рыночных отношений…………………...………………………………………….14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….20
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….25
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая тема: «Экономическая сознание и рыночные отношения» являются в настоящее время одними из актуальных вопросов развития страны в рыночных отношениях.
Вступая в рыночную экономику, наше общество встретилось с новыми, доселе неведомыми проблемами, а наш экономический менталитет столкнулся с процессами и явлениями, которые до недавнего времени отечественная социология не изучала.
Главная задача рассмотрения данной темы было изложить экономические категории как категории, работающие в рамках основных экономических законов.
Без экономического сознания и экономического мышления приходится блуждать вслепую в новых рыночных отношениях, социально – экономических проблемах.
Изучив данный вопрос, овладев совокупностью научных концепций возможно уловить смысл в окружающем нас разноголосье, прояснить и систематизировать наш повседневный опыт, мыслить более ясно и последовательно.
Для осуществления своей задачи человеку в рыночных отношениях необходимо исследовать и знать действия таких законов рынка, как закон конкуренции. Ареной закона конкуренции становиться общественное производство, источником саморазвития – постоянное возникновение и разрешение противоречий между необходимостью самореализацией человека во имя выживания и сопротивлением общественной среды.
Поэтому для изучения и осуществления основной цели работы были использованы основные труды выдающихся ученых, таких как Абалкин, В. Ленина, К. Маркса и ряда других социологов.
ГЛАВА 1. ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОЗНАНИЕ
1.1. Экономическая социология
Вопрос о правомерности выделения экономического социология в относительно самостоятельный вид общественного сознания являлся до недавнего времени дискуссионным. Ча¬ще всего отрицание его носило не более как умозрительно-декларативный характер по принципу: такого сознания нет, потому что его вообще быть не может. Если и приводились доводы, то они, как правило, не включали в себя сколько - нибудь развернутого методологического анализа.
Между тем при обосновании экономическая социология, научном поиске критериев его выделения требуется осущест¬вить несколько методологических подходов, являющихся раз¬личными аспектами диалектическою метода анализа общественных явлений. Прежде всего обратим внимание на онто¬логический, гносеологический и социологический подходы.
Онтологический (греч. ontos — сущее) подход позволяет выявить природу, происхождение экономическое сознание, его субстанцию. Субстанцией экономической социологии, как, впрочем, и всего общественного сознания, является матери¬ально-предметная деятельность человека. Разновидностью материально-предметной деятельности, ее видом выступает производственная, экономическая деятельность. Эта деятель¬ность и есть субстанционный фактор существования и разви¬тия экономического сознания. Следует разли¬чать такие виды экономической деятельности, как мате¬риальная, управленческая, познаватель¬ная.
Гносеологический (греч. gnoseos - познание) подход по¬зволяет рассмотреть экономическое сознание через призму положений: общественное сознание отражает общественное бытие и общественное бытие определяет общественное соз¬нание.
Процесс отражения развивается как взаимодействие объекта под воздействием общественной потребности. Ф. Энгельса, «экономическая потребность была и с течением времени все более становится пружинной прогресса в познании». Объектом отражения экономического сознания - экономические отношения. Да, экономические отношения складываются, не проходя через сознания людей, но сложившись, они начинают отражаться прямо и непосредственно прежде всего экономическим сознанием. Кроме отношении, складывающихся в процессе материальной деятельности, экономическое сознание отражает и отношения управленческие (как форму управленческой экономической деятельности), духовные (как форму познавательной деятельности), но уже вторичные, третичные и вообще производственные отношения.
Социологический подход обязывает основное внимание сосредоточить на социальном субъекте отражения, на носителе сознания, на его роли в процессе функционирования общественного сознания, когда происходит "превращение общест¬венного сознания в общественную силу". Для решения проблемы о правомерности выделения экономического сознания следует ответить на вопрос: есть ли в обществе социальный субъект, обладающий необходимостью в экономических зна¬ниях, идеях, в осмыслении и осознании экономических от¬ношений? Объективные экономические потребности и экономические интересы различных социальных стран и слоев в целом обусловливают такую необходимость. Социальная роль, экономического сознания как структурного компонента общественного сознания характеризуются тем, что "определен¬ному сознанию соответствуют... определенные люди и опре¬деленные обстоятельства".
Экономическое сознание в традиционном толковании вы¬ступает как способ отражения экономических отношений, познания и сознательного использования социально-экономических законов. Оно представляет собой совокуп¬ность экономических знаний, идей, взглядов социальных общностей, непосредственно отражающих экономическую действительность и выражающих свое отношение к различ¬ным явлениям экономической жизни общества в конкретный исторический момент времени.
Экономическая практика (как единство экономической деятельности и экономических отношений), ее структура могут рассматриваться в качестве одного из наиболее общих критериев формирования структуры экономического сознания. Основным критерием перехода знания в сознание является, по мнению российского философа В. Д. Попова, общественная потребность групп и слоев в экономических идеях, взглядах, теориях, выражающих экономические интересы социальных общностей и направленных на регулирование эко¬номических отношений и экономической деятельности. Традиционно сущность экономического сознания связывается с систематизированными знаниями, основанными на научном познании и сознательном использовании социально-экономических законов.
Экономическое сознание как вид общественного сознания, подчиняется общим закономерностям развития его структуры. Оно имеет в науке, идеологии и общественной психологии свои компоненты, которые могут выделяться в относительно самостоятельные духовные образования. Это означает, что правомерен вопрос о выделении сфер экономического созна¬ния: экономической науки, экономической идеологии и эко¬номической психологии.
Будучи неотъемлемой стороной экономической жизни, экономическое сознание отражает прежде всего экономиче¬ские отношения, "участвует" в их реализации в качестве атрибута субъективного фактора социально-экономического развития: материализуется в деятельности трудящихся, воплощается в экономической политике, методах организации производства, обмена, потребления и т. п. Оно непосредст¬венно связано с экономическими интересами, в которых про¬являются производственно - экономические отношения. Эко¬номическое сознание, таким образом, органически вплетено в общественные отношения, в хозяйственный механизм, связа¬но с формами обмена, распределения и потребления, отража¬ет совокупность процессов и явлений экономической дейст¬вительности.
Сказанное имеет важное значение для понима¬ния и качественно-количественного анализа, во-первых, характера обусловленности экономического сознания эконо¬мическими отношениями и формами их практической реализации; во-вторых, его места в экономической практике; в-третьих, его роли в преобразующей деятельности.
Традиционно сущность экономичен его сознания связывает¬ся с систематизированными знаниями, основанными на на¬учном познании и сознательном использовании социально-экономических законов.
Однако же довольно часто экономи¬ческое сознание разделяют, на теоретическое и эмпирическое, которое называют экономическим мышлением.
Теоретиче¬ское сознание получает выражение в системе экономических законов и категорий, являющейся результатом научного познания производственных отношений. Вместе с тем, по мне¬нию российского экономиста Л. Абалкина, оно включает в себя взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в производственной деятельно¬сти, теми связями, в которые они вступают в своей повсе¬дневной хозяйственной жизни. Эти взгляды и представления далеко не всегда совпадающие с научными выводами, и образуют эмпирический слой экономического мышления. Оно, как считает Л. И. Абалкин, представлено тем, что принято называть обыденным сознанием. В своей повседневной практике люди и руководствуются, как правило, этим обыденным осознанием, которое непосредственно определяет принимаемые решения, действия, поступки. Таким образом, экономи¬ческое сознание и экономическое мышление представляются явлениями одного порядка, но разного уровня общности.
1.2. Экономическое мышление
Анализируя данное явление, В. Д. Попов рассматривает экономическое мышление как процесс и результат познания экономических отношений в форме понятий, суждений, умо¬заключений. Последние входят, по его мнению, и в содержа¬ние экономического сознания. В этом смысле сознание — продукт мышления. С другой стороны, мышление осуществ¬ляется с помощью сознания, на основе достигнутого уровня сознания, В данном аспекте, считает В. Д. Попов, экономиче¬ское сознание играет роль первичного элемента по отноше¬нию к экономическому мышлению. Мышление же как про¬цесс познания есть экономическое сознание в действии, в – движении. Результат этого процесса выражается в формах мышления, которые затем переходят в содержание экономи¬ческого сознания. Но поскольку данный процесс есть взаимо¬действие объекта и субъекта, то происходит непрерывный пе¬реход объективного в субъективное и наоборот. Результат мышления объективируется. В понятиях, которые при перехо¬де в сознание субъективируются.
С подобным подходом можно было бы согласиться, но здесь не улавливается принципиальная разница между анали¬зируемыми явлениями — экономическим сознанием и экономическим мышлением. Играя разную роль в процессах познания, они наполняются практически одинаковым содержанием, во многом отождествляются, в чем-то накладываются друг на друга, в чем-то повторяют друг друга. Соотнести их сущности и адекватно отразить содержательную сторону каждого из понятий, описывающих анализируемые явления, практически, как показал наш собственный опыт, невозможно. Итак, традиционно экономическое мышление включает взгляды и представления, порожденные практическим опытом людей, их участием в экономической деятельности, теми связями, в которые они вступаю в повседневной жизни. Определяя экономическое мышление подобным образом, мы тем самым определяем сферу функционирования данного яв¬ления. Экономическое мышление питается уже не познанием действия и использования социально-экономических законов, а экономической практикой и представляет собой не просто явление другого, более низкого или более частного уровня и не просто результат развития экономического сознания. Оно представляет собой иную сущность, наполнено иным социально-экономическим содержанием.
Получается, что связь между понятиями, описывающими данные явления, гораздо более опосредованная и неодно¬значная, чем это представляется традиционно. Опыт десятилетних исследований (1982—1991 гг.) в этой области был направлен стремлением выяснить, в чем же раз¬ница между этими понятиями, как их различать. Являются ли они продолжением друг друга, результатом друг друга или они принципиально различны? Если различны, то в чем? Такая задача связывается с проблемой операционализации этих по-нятий в конкретных социологических исследованиях. До сих пор такая проблема почти не решалась и оба понятия напол¬нялись практически одним и тем же содержанием и выража¬лись практически в одних и тех же показателях.
Между тем уже из определений следует, что изучаемые яв¬ления связаны с принципиально разными уровнями познания:
экономическое сознание — с познанием функционирования и развития, социально-экономических законов, а экономическое мышление — с включенностью в социально-экономическую практику. Такой методологический подход позволяет рассматривать экономическое мышление, как форму проявления экономического сознания в конкретной общественной ситуации; при этом косность и неразвитость экономического сознания обусловливает противоречивость развития экономического мышления индивидов и социальных групп. Оно воспринима¬ет изменение экономических отношений преимущественно эмоционально (а не рационально) и успешно совмещает сле¬дование политике, экономических реформ со сложившимися социальными стереотипами.
Социологи, экономисты психологи в конце 1980-х годов очень много говорили о перестройке экономического сознания, особенно не задумываясь, в какой мере это возможно и каким образом это можно осуществить. Между.....
![](https://www.zharar.com/image/download.webp)
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
![]() |
Іздеп көріңіз: