Курсовая работа: Экономическая социология и рыночные отношения
Содержание
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИНДИВИДУМОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИИ ОСНОВНЫХ СОЦИОЛОГИЧЕСКИХ ИССЛЕДОВАНИЙ В ОБЛАСТИ РЫНОЧНОГО ПОВЕДЕНИЯ
ГЛАВА 4 . РАЗВИТИЕ РЫНКА И ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СОЦИОЛОГИИ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Рассматриваемая тема является на сегодняшний день одной из самых актуальных, современных вопросов. Так на основании Послания Президента страны народу Казахстана особое внимание обращается на установление рыночных отношений в Казахстане. «Правительство продолжит работу, направленную на решение проблем занятости, сохранение существующих и создание новых рабочих мест, расширение временной и самостоятельной занятости, определение истинных масштабов занятости. Правительство намерено снизить уровень безработицы населения, будет установлен постоянный мониторинг уровня бедности и безработицы»1. Если проанализировать действия Правительства в этой области то можно сделать вывод, что продолжается работа по совершенствованию социальной политики, прежде всего в вопросах борьбы с бедностью и безработицей, способствующее достижению занятости граждан. Кроме того в Послании Президента к народу Казахстана предусматривает « создать гибкую социальную ориентированную систему подготовки кадров, в том числе из безработных при наличии спроса на определенное рабочее место… Предполагается дальнейшая ориентация системы образования, подготовки кадров в соответствии с потребностями рынка труда. Будет совершенствоваться система переподготовки кадров непосредственно на рабочем месте».2
Эти направления рассматривались социологами разных стран и различное время. Были выведены основные типы поведения людей в тех или иных условиях оставшиеся без работы. В данной работе изучены теоретические предпосылки рыночного поведения.
Так на современном этапе развития экономики в русле концепции П. Хейне можно выделить стратегии прагматического, профессионального и безразличного поведения людей по отношению к безработице.
Кроме того, определено отношение людей к прежней работе, значимость для них прежней работы, как ценности.
В работе изучены взаимосвязи экономической социологи и рынка. В работе использованы исследования основных ученых в области социологии и их основные теории.
ГЛАВА 1. ЧЕЛОВЕК В СИСТЕМЕ РЫНОЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ
Формирование рыночных отношений, их большая или меньшая социальная направленность, существующая структу¬ра занятости создают свои особые предпосылки экономиче¬ского поведения разных групп в социальном сообществе. Че¬рез экономические формы деятельности субъектом (индиви-дами, слоями, социальными группами) реализуется способ¬ность соотносить свой образ мышления, свои экономические знания и мировоззренческие установки с реальной хозяйст¬венной практикой для решения социально-экономических задач. Полнота реализации субъектом своих сущностных сил свидетельствует как о мере его включенности в экономиче¬скую деятельность, так и о возможности последней стимули¬ровать эту деятельность.
Многих мыслителей (особенно с конца XVIII в.) интересо¬вало, почему индивиды, преследуя свои собственные интересы и обладая крайне ограниченной информацией, умудряются тем не менее порождать не хаос, а поразительно организованное общество. Одним из самых проницательных и оказавших наибольшее влияние на развитие экономической социологии был английский экономист и философ Адам Смит (1723—1790). Он жил в эпоху, когда даже высокообразованные люди верили, что только благодаря вниманию государственных структур общество удерживается от состояния беспорядка и бедности. А. Смит не согласился с этим. Но для того, чтобы опровергнуть обще¬принятое мнение, ему пришлось открыть и описать механизм общественной координации, действовавший, как он полагал, независимо от поддержки государственных структур. При этом механизм оказался настолько мощным, что идущие с ним враз¬рез государственные мероприятия нередко сводились на нет.
Существует, как считает А. Смит, пять главных условий, которые "компенсируют малый денежный заработок в одних занятиях и уравновешивают большой заработок в других:
1) приятность или неприятность самих занятий;
2) легкость и дешевизна или трудность и дороговизна обучения им;
3) по¬стоянство или непостоянство занятий;
4) большее или мень¬шее доверие, оказываемое тем лицам, которые занимаются ими;
5) вероятность или невероятность успеха в них. Аль¬тернативные варианты, выбираемые в каждом из пяти усло¬вий зарабатывания денег, исходя из склонностей и предпоч¬тений людей, определяют их экономическое поведение.
Итак, во-первых, заработная плата изменяется в за¬висимости от легкости или трудности, чистоты или неопрят¬ности, почетности или унизительности занятия. "Владелец харчевни или кабака, который никогда не является хозяином своего дома и подвергается грубости первого пьяницы, зани¬мается делом, не весьма приятным и не весьма почтенным, — считает А. Смит, — но вряд ли существует другая какая-либо.
Во-вторых, заработная плата изменяется в зависи¬мости от легкости и дешевизны или трудности и дороговизны изучения данной профессии. Человек, изучивший с затратой большого труда и продолжительного времени какую-либо из профессий, требующих ловкости и искусства, ожидает, что труд, которому он обучился, возместит ему все расходы, за¬траченные на обучение, с обычной по меньшей мере прибы¬лью на капитал, равный этой сумме расходов.
В-третьих, заработная плата изменяется в различных занятиях в зависимости от постоянства или перерывов в работе. "Из всех видов квалифицированного труда, — пишет А. Смит, легче всего, кажется, обучиться труду каменщика и штукатура. Как передают, в Лондоне во время летнего сезона в качест¬ве штукатуров и каменщиков часто употребляют носильщиков. Таким образом, высокая заработная плата этой группы рабочих представляет собой не столько вознаграждение за особое их искусство, сколько возмещение за непостоянство работы,
В – четвертых, заработная плата изменяется в зави¬симости от большего или меньшего доверия, которым должен пользоваться работник. "Мы вверяем наше здоровье врачу, — отмечает А. Смит, — наше состояние, а иногда нашу жизнь и репутацию — поверенному и адвокату. Такое доверие нельзя безопасно оказывать людям, не занимающим солидного об¬щественного положения. Поэтому их вознаграждение должно достигать таких размеров, чтобы обеспечивать им обществен¬ное положение... Продолжительное время и крупные расходы, необходимые на их обучение, вместе с указанны обстоятель¬ством неизбежно еще больше повышают цену их труда.
В-пятых, заработная плата в различных отраслях из¬меняется в зависимости от вероятности или невероятности успеха в них. «В профессии, в которой приходится двадцать терпящих неудачу на одного удачника, - считает А. Смит, — этот один должен выиграть все то, что должны были получить все двадцать неудачников». Названные условия определяют баланс действительных или воображаемых выгод и издержек, на которых основывается рациональный выбор индивида. Де¬лая этот выбор, индивид предпринимает действие, которое принесет ему в соответствии с ожиданиями наибольшую чис¬тую пользу.
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ПОВЕДЕНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ ИНДИВИДУМОВ В УСЛОВИЯХ РЫНКА
Выбор условия зарабатывания денег, по данным социо¬логического мониторинга "Человек и рынок"', делит респон¬дентов на две примерно равные половины: хотели бы жить пусть беднее, зато с гарантированным уровнем доходов, без риска — 47,8%; жить богаче, но рискуя, действуя с инициати¬вой, — 41,1% (11,1% не ответили). Первых можно отнести к Представителям до рыночного типа, а вторых — исходного рыночного типа поведения.
До рыночный тип поведения характе¬ризуется формулой "гарантированный доход ценой минимума трудовых затрат", или "минимум дохода при минимуме тру¬довых затрат". Такой тип поведения хорошо вписывался в образ советской экономики и был сформирован мощной ко-мандно-административной системой, воспитавшей людей, не способных принимать ответственные решения и рисковать.
Из года в год, по данным социологических исследований, прослеживалась устойчивая тенденция — 2/3 респондентов могли бы трудиться более эффективно, чем они трудятся, при наличии материального интереса.
В целом для носителей до рыночного типа поведения характерно неприятие рынка или настороженное отношение к эдему, низкая оценка собственных представлений о рыночной экономике, высокий уровень социальной и психологической напряженности личности, находящейся под сильным влияни¬ем выработанных прежними условиями социальных стереотипов.
Эту категорию респондентов больше других беспокоят дальнейшая либерализация цен и угроза безработицы, пер¬спектива переобучения и нового трудоустройства (если такое случится). Выход из кризиса большинство из них связывают с наведением порядка и дисциплины во всех сферах общест¬венной жизни, с административными мерами в Экономике. Делая свой выбор стиля жизни и способа зарабатывания де¬нег, индивиды в условиях снижения уровня жизни прежде всего рассчитывают интенсивнее работать на нынешнем рабо-чем месте (до 1/3), полагаются на доходы с приусадебного участка (1/2) и надеются на социальные гарантии (1/2). Таким образом, сделанный выбор диктует совершенно конкретный диапазон деятельности носителей до рыночного типа поведе¬ния.
Исходный тип рыночного поведения (41,1%) можно охарактеризовать формулой "максимум дохода ценой максимума трудовых затрат". Он предполагает высокую степень экономической активности со стороны индивида, понимание им того, что рынок предоставляет возможности для повышения благосостояния соответственно вложенным усилиям, знаниям, умениям (в частности, умению профессионально рисковать). Собственно рыночный тип поведения еще только начинает формироваться и в сильной мере зависит от хода экономиче¬ских реформ и их соответствия социальным ожиданиям эко¬номически активных индивидов. Наличие достаточно гибкой структуры ценностных ориентации позволяет им относитель¬но быстро адаптироваться к новым условиям социальной сре¬ды и адекватно реагировать на изменения основных требова¬ний социальных институтов.
Рыночный тип поведения почти полностью (свыше 95%) ориентирован на предпринимательство. Однако отсутствие необходимых знаний у половины респондентов, отсутствие у 80% респондентов связей в торговле (даже при наличии де¬нежных средств) и другие обстоятельства в значительной мере способствуют модификации этого типа поведения в псевдоры¬ночный. Активная ориентация на предпринимательство» сохра¬няется только у 1/3 носителей рыночного типа поведения, 2/3 респондентов в условия снижения уровня жизни собираются подрабатывать в свободное время, в том числе 1/3 - зани¬маться перекупкой и спекуляцией, т. е. следовать формуле "максимум дохода ценой минимума трудовых затрат"......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: