Курсовая работа: Экологические проблемы и их связь с экономикой

Курсовая работа: Экологические проблемы и их связь с экономикой

Содержание
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………….…………..3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ЭКОЛОГИИ…………….………………5
1.1 Экология как наука……………………………………….………………….5
1.2 Важнейшие задачи экологии…………………………………….…….……7
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КАЗАХСТАНА И ПОИСКИ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ…………………………….…9
2.1 Экологическая обстановка Казахстана………………………………….…9
2.2 Проблемы опустынивания………………………………………...………16
2.3 Проблемы загрязнения окружающей среды……………………………...21
2.4 Проблемы сохранения генофонда………………………………………...25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………….….…………...27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ..………………….……………...31

ВВЕДЕНИЕ
Характерной чертой нашей эпохи – ноосферы - яв¬ляется обострение национальных, глобальных социально-экологических и экономических проблем вследствие уси¬ления негативных антропогенных воздействий на окру¬жающую среду и биосферу в целом. Опасность загряз¬нения окружающей среды приобретает все увеличиваю¬щиеся масштабы и в ряде случаев приближается к ката¬строфической ситуации.
Истощение или нехватка некоторых видов невозобновимых ресурсов, наносимый им невосполнимый ущерб, угрожающий нарушением биологического равновесия, - таковы основные опасности и антагонистические проти¬воречия, сложившиеся между природой и обществом. Являясь структурным звеном биосферы, общество должно считаться с объективными законами ее развития как целостной системы.
Необходимость международного сотрудничества в области охраны окружающей среды объективно обус¬ловливается действием целого ряда политических, эко¬номических, экологических и других факторов. Эколо-гическая проблема как с точки зрения ее последствий, так и путей ее решения относится к категории мирохозяй¬ственных проблем современности. Чтобы представить ее мирохозяйственные масштабы, следует знать цену соци¬ально-экологических последствий, которые человечество вынуждено оплачивать не только валютой, но и здоро¬вьем, а также жизнью. Однако, здоровье и жизнь людей •в неблагоприятных и опасных социально-экологических условиях не могут быть оценены никакими средствами, ибо это было бы кощунством. На создание оптимальных условий жизни государства затрачивают огромные сред¬ства из национального бюджета. Только в странах СНГ величина экономического ущерба, возникающая по при¬чине загрязнения окружающей среды, оценивается в среднем в 3—5% от ВНП. Такой ущерб в странах общего рынка ежегодно составляет от 50 до 80 млрд. долларов, но и эти средства примерно в 2 раза ниже, чем требуется на борьбу с загрязнением всех сфер окружающей среды.
По оценкам экспертов минимальные расходы на окружающую среду с целью получения эффекта долж¬ны быть не менее 4% от уровня национального дохода для промышленно развитых капиталистических стран, 2,5% для бывших социалистических стран для развивающихся стран. В целом это соответствует примерно 3—4% ВНП. Отсюда следует, что человечество не при¬ложило еще необходимых усилий для создания опти¬мальных технологических условий жизни и решения гло¬бальных проблем охраны окружающей среды, создания нормальных социально-экологических условий жизни, и потому масштабы необходимых затрат должны быть значительно увеличены.
Социально-экономические факторы являются веду¬щими стимулами для развития международного сотруд¬ничества в решении глобальных проблем охраны природы и рационального использования ее богатств.
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ ЭКОЛОГИИ
1.1 Экология как наука
Экология, будучи одной из отраслей биологии, в сов¬ременном представлении является весьма сложной, мно¬гогранной, вместе с тем важнейшей отраслью знаний.
Существует несколько, в какой-то степени философ¬ских интерпретаций современной экологии, ее приклад¬ных и официальных направлений и задач.
Экология – это:
1) часть биологии (биоэкология), изучаю¬щая отношения организмов (особей, популяций, биоценозов и т. п.) между собой и окружающей средой, включает экологию особей (аут (о)экология), популяций (популяционная экология, демэкология) и сообществ (синэкология);
2) дисциплина, изучающая общие законы функ¬ционирования экосистем различного иерархи¬ческого уровня;
3) комплексная наука, исследую¬щая среду обитания живых существ (включая чело¬века);
4) область знаний, рассматривающая некую совокупность предметов и явлений с точки зрения субъ¬екта или объекта (как правило, живого или с участием живого), принимаемого за центральный в этой совокуп¬ности (это может быть и промышленное предприятие);
5) исследование положения человека как вида и общества в экосистеме планеты, его связей с экологи¬ческими системами и меры воздействия на них.
В целом современная всеобщая, или «большая», эко¬логия (глобальная экология, мегаэкология, панэкология) - научное направление, рассматривающее некую значимую для центрального члена анализа (субъекта, живого объекта) совокупность природных и отчасти со¬циальных (для человека) явлений и предметов с точки зрения интересов этого центрального субъекта или жи¬вого объекта. В настоящее время экология распалась на ряд научных отраслей и дисциплин, подчас далеких от первоначального понимания экологии как биологической науки (биоэкологии) об отношениях живых организмов с окружающей средой, хотя в основе всех современных направлений экологии лежат фундаментальные положе¬ния биологии.
Экологию по размерам объектов изучения делят на аутэкологию (организмы и среда), популяционную эко¬логию или демэкологию (популяция и ее среда), синэкологию (биотическое сообщество, экосистема и ее среда), географическую или ландшафтную экологию (крупные геосистемы, географические процессы с участием живо¬го и их среда) и глобальную экологию (мегаэкологию, учение о биосфере Земли).
По отношению к объектам изучения экологию подраз¬деляют: на экологию микроорганизмов (прокариот), гри¬бов, растений, животных, человека, сельскохозяйствен¬ную, промышленную (инженерную), общую экологию (как теоретическую обобщающую дисциплину).
По слагающим компонентам биосферы и экосистем различают: экологию суши, пресных водоемов, морскую, высокогорий, геохимическую и др.
По подходам и объектам изучения: аналитическую и динамическую.
С точки зрения факторов времени — историческую или эволюционную экологию (в т. ч. археологическую).
В системе экологии человека выделяют: социальную экологию (взаимоотношение социальных групп общества с их средой жизни), отличающуюся от экологии ин¬дивида и экологии человеческих популяций, по функцио¬нально-пространственному уровню равную синэкологии, но имеющую ту особенность, что сообщество людей в связи с их средой имеет доминанту социальной органи¬зации. Однако, социальная экология не охватывает био¬логическую сторону человека, его аутэкологию и демэкологию.
1.2 Важнейшие задачи экологии
Важнейшие задачи общей экологии были сформули¬рованы Белградской хартией, которые состоят из 6 по¬ложений:
1. осознание;
2. знание;
3. отношение;
4. навыки;
5. способ¬ность давать оценку;
6. участие.
Экология, а также ее специальные дис¬циплины должны формировать экологическое мировоз¬зрение у всех без исключения специалистов с целью применения этих знаний в профессиональной деятельности. Экологическое мировоззрение и мышление представляют собой глубокое осознание жизненной необходимости сохранения общей для всего чело¬вечества среды жизни.
В основу экологического мышления должна быть положена экологическая культура. Она также должна учитывать основные положения: диалектико-материалистическое рассмотрение явлений с учетом форм воздействия человека на природу и обратного влияния природы (в т. ч. и в первую очередь уже измененной человеком) на людей и их хозяйство, что является синонимом экологического подхода.
В процессе обучения экономическим, а также социальным дисциплинам до сих пор, к сожалению, воспитывают у студентов глубоко ошибочное, вместе с тем весьма угрожающее при современном уровне и темпах научно-технического прогресса «экономическое» мышление, стремящееся к безудержному росту производ¬ства за счет использования богатств природы, что ведет к их катастрофическому истощению, и кроме того, вслед¬ствие интенсивного накопления отходов - к глобальному загрязнению окружающей среды, к усилению негативных противоречий между природой и современным общест¬вом.
Сущность современного экологического мышления заключается в том, что в создавшейся экстремальной, даже катастрофической не только на региональных, но и на глобальном уровне, ситуации, следует как можно скорее переходить к нулевому или даже отрицательному экономическому росту ради получения «экологических благ»— существенного оздоровления среды жизни, пере¬ключения с экономических стремлений (в основе которых лежит принцип: «Обогащайтесь!») на получение лишь самых необходимых для жизни продуктов питания и предметов быта. Ошибочность существующего мышления на природу и ее богатства состоит в том, что для ведения рациональной экополитики необходимы крупные капиталовложения, а при реализации «опрошенчества» естественных ресурсов хватит лишь на незначительную часть населения планеты и при этом невосполнимые — ископаемые ресурсы, по подсчетам ученых, в начале тре¬тьего тысячелетия полностью истощатся.
Экополитика должна учитывать прежде всего особую социальную ценность экологических благ, обеспечиваю¬щих максимальную продолжительность жизни человека и минимальную его заболеваемость.
Человек занимает в природе особое, как бы двоякое положение: по своему происхождению и процессам жиз¬недеятельности, протекающим в его организме, он явля¬ется биологическим объектом. Но по умственному раз-витию он выделился из мира животных, освободился от биологических законов и перешел в более высокую — социальную фазу развития общества.
В связи с этим возникли и интенсивно развиваются экология человека и социальная экология.
ГЛАВА 2. КЛАССИФИКАЦИЯ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ КАЗАХСТАНА И ПОИСКИ ПУТЕЙ ИХ РЕШЕНИЯ
2.1 Экологическая обстановка Казахстана
Одной из важных предпосылок формирования социаль¬но ориентированной экономики в условиях Казахстана являет¬ся критическое состояние окружающей среды в ряде регио¬нов, грубые нарушения экологии. Современный уровень и долговременные перспективы развития производительных сил, рост масштабов природопользования предопределяют необходимость всестороннего учета взаимосвязей в системе «общество-окружающая природная среда». Многоплановая проблема взаимодействия общества и природы характеризу¬ется причинно-следственными связями разного порядка слож¬ности. Изменчиво и содержание этих связей, что объясняет¬ся, в первую очередь, неравномерным пространственным распределением природных ресурсов, конкретными по¬требностями общества в соответствующих видах сырья, материалов и т. д.
На наш взгляд, в настоящее время первоочередными за¬дачами являются раскрытие этих причинно-следственных связей, количественная их интерпретация; оценка принципи¬альных направлений, масштабов и социально-экономических последствий взаимодействия хозяйственного комплекса и природной среды.
В современных условиях использование естественных производительных сил увеличивается, растут масштабы хозяйственной деятельности, что приводит к усилению антропогенного воздействия на окружающую среду. Анализ зависимости экологических последствий от уровня эконо¬мического развития показал, что темпы роста загрязнений в атмосфере многократно опережают темпы экономического роста. В настоящее время экологическая нагрузка на при¬родную .....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Экологические проблемы и их связь с экономикой курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Экологические проблемы и их связь с экономикой скачать бесплатно, курсовая работа экология скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]