Курсовая работа: Характеристика двигательной деятельности футболиста

Курсовая работа: Характеристика двигательной деятельности футболиста

Содержание

Введение
ГЛАВА I: Обзор литературы
1.1 Характеристика двигательной деятельности футболиста
1.2 Характеристика проявлений скоростно-силовых
качеств в спортивной деятельности футболиста
1.3 Сенситивные периоды развития скоростно-силовых
качеств футболистов
1.4 Физиологическая характеристика скоростно-силовых
качеств
1.5 Характеристика современных тренировочных
программ по увеличению уровня развития скоростно-силовых
качеств
ГЛАВА II: Задачи, методы, организация исследования
2.1 Задачи исследования
2.2 Методы исследования
2.3 Организация исследования
ГЛАВА III: Обсуждение результатов исследования
Список литературы
Приложения

ВВЕДЕНИЕ
Важным условием успешного выступления сборных национальной, олим-пийской, молодежной команды Республики Казахстан, на наш взгляд, является оптимизация всего учебно-тренировочного процесса с использованием эффективных средств и методов для воспитания специальных физических качеств-футболистов Для этого необходимо создать возможность совершенствования спортивного мастерства, обеспечить его высокую функциональную и физическую подготовленность, необходимую для футболиста высокого класса в со¬временных условиях.
Деятельность человека на производстве, спорте требует определенного уровня развития физических качеств. Уровень развития физических качеств человека отражает сочетание врожденных психологических и морфологических возможностей, приобретенными в процессе жизни и тренировки. Чем больше развиты физические качества, тем выше работоспособность человека. Под физическими (двигательными) качествами принято понимать отдельные качественные стороны двигательных возможностей человека и отдельных действий. Уровень их развития определяется не только физическими факторами, но и психическими факторами, в частности, степенью развития интеллектуальных и волевых качеств. Физические качества необходимо развивать своевременно и всесторонне. Физические (двигательные) качества связаны с типологическим особенностями проявления свойств нервной системы (силой-слабостью; подвижностью-инертностью и т. д.), которые выступают в структуре качеств в виде природных задатков.
Специфика воспитания физических качеств состоит в том, что осознанная информация становится мотивированным побудителем к выполнению физических упражнении, которые способствуют физическому совершенствованию и спортивному мастерству. Конечная цель воспитания высококвалифицирован¬ных спортсменов социально детерминирована, определена интересами общества и государства. Поэтому подготовка и воспитание юных футболистов необхо¬димо считать формой социального воздействия на человека. Футбол, располагающий наибольшим воспитательным потенциалом, естественно может считаться особо значимой формой воспитательного воздействия на подрастающее поколение.
Футбол широко используется как средство физического воспитания детей школьного возраста. Систематические занятия спортивными играми способствует всестороннему развитию школьников, особенно положительно влияют на развитие таких физических, как быстрота, скоростная и силовая выносливость, ловкость. Спортивные игры содействуют воспитанию у учащихся морально-волевых качеств: смелости, настойчивости, дисциплинированности, способности к преодолению трудностей. Игры содействуют и нравственному воспитанию. Уважение к сопернику, честность в спортивной борьбе, стремление к совершенствованию – все эти качества могут успешно формироваться под влиянием спортивных игр. Вот почему спортивные игры, в частности футбол, в школьной программе представлены как основной материал, который широко используется во внеклассной работе.
Современный футбол – это атлетическая игра и требования, предъявляемые к футболистам, самые высокие. Чтобы достичь высокого технико-тактического мастерства, спортсмену, прежде всего, необходим высокий уровень развития физических качеств [10,3,5,26].
Футболист сегодня – это спортсмен подвижный, отлично координированный, быстро мыслящий на поле.
Темой данной работы является сравнительная характеристика показателей скоростно-силовой подготовки футболистов 12-13 лет и школьников, не занимающихся спортом.
Исследования В.В.Варюшина, Е.К.Адамбекова, Р.Р,Аманбаева, Л.И.Орехова , С.И.Касымбековой, Г.Р.Амреновой, Б.К.Каражанова посвящены вопросам теории и методики оптимизации учебно-тренировочного процесса с учетом воз- возрастных особенностей, эффективности распределения соотношения средств физической и технической подготовки юных спортсменов, которая способствует воспитанию у юных спортсменов физических и волевых качеств.
В ряде научных работ К.Д.Ордабаева, В.Д.Баженова, С.Г.Нуржанова, ЖМ.Тулегенова, В.А.Парфенова были рассмотрены вопросы формирования
нравственных отношений в детском коллективе и воспитанию подростков как личности, посредством занятий спортом.
Таким образом, из вышеизложенного очевидна значительная степень раз-работки исследуемой проблемы. Однако очевидно и то, что проведенные ис-следования посвящены, в основном, раскрытию отдельных вопросов теории и практики спортивной тренировки юных спортсменов, посредством учета их возрастных психолого-физиологических особенностей, всемерного воспитания двигательных навыков.
В силу сложившихся противоречий между требуемым и реальным уров-нем воспитания скоростно-силовых качеств юных футболистов, выдвигается проблема выявления педагогических условий, при которых использование не-традиционных средств и методов будет способствовать совершенствованию спортивного мастерства и физическому развитию юных футболистов.
ЦЕЛЬ РАБОТЫ является теоретическое обоснование и практическое апробирование эффективных средств и методов, направленных на воспитание скоростно-силовых качеств у футболистов 12-13лет.
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ - учебно-тренировочный процесс по футболу в общеобразовательных и спортивных учреждениях.
ПРЕДМЕТ ИССЛЕДОВАНИЯ - средства и методы воспитания скоро- стно-силовых качеств юных футболистов.
ГИПОТЕЗА ИССЛЕДОВАНИЯ - если в системе подготовки юных спортсменов рационально использовать средства и методы воспитания скоростно-силовых качеств, то через формирование мотивированного поведения, основанного на учете возрастных особенностей, можно активно влиять на воспитание основных физических качеств и росту спортивного мастерства.
ВЕДУЩАЯ ИДЕЯ ИССЛЕДОВАНИЯ определяется выявлением теоре- тико-методологических основ совершенствования системы подготовки юных футболистов, которые должны осуществляться на основе методов вос-питания скоростно-силовых качеств юных спортсменов, выполнением комплек¬са методов, адекватных целям, задачам, специфике предмета исследования, на¬личием статистических данных.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЙ ОСНОВОЙ исследования послужили базо¬вые философские и психолого-педагогические положения. При изучении и ха-рактеристике проблем воспитания физических качеств, мы опирались на мето-дологические подходы: системно-структурный, целостный, комплексный и др.; принципы объективности, которые обеспечили научную объективность и обос¬нованность изучения процесса формирования футболиста высокого класса.
НАУЧНАЯ НОВИЗНА заключается в получении новых данных наибо¬лее эффективных средств и методов воспитания скоростно-силовых качеств, а также в их соотношении в процессе круглогодичной тренировки юных футбо-листов 12-13 лет.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ заключается в разработке рекомен-даций по совершенствованию тренировочного процесса.
В частности, данные, полученные в результате исследования позволяют
тренерам, работающим с юными футболистами повысить эффективность процесса физической подготовки с учетом возрастных особенностей для совершенствования определенных физических качеств.
РАЗДЕЛ I
ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ
1.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ДВИГАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФУТБОЛИСТА
Футбол – одна из самых популярных игр во многих странах. Для нее характерны разнообразные движения: ходьба, бег, остановки, прыжки, ведение мяча, осуществляемые в единоборстве с соперниками. Такое разнообразие движений способствует укреплению нервной системы, двигательного аппарата, улучшению обмена веществ, деятельности всех систем организма футбол является средством активного отдыха для многих трудящихся, особенно для лиц, занятых умственной деятельностью.
Для достижения успеха необходимы согласованные действия всех членов команд, подчинение своих действий общей задачей.
Двигательная деятельность футболистов во время игры сложна и разнообразна. Она включает в себя большое количество различных по структуре, характеру и степени сложности двигательных актов. Среди них основными являются действия с мячом (остановки, передачи, отбор, ведение и обводки, вбрасывание, удары по поворотам) и перемещение по футбольному полю (бег и ходьба). Кроме того, футболист выполняет прыжки, силовые приемы при непосредственной борьбе с противником и т.д. Игровая деятельность футболистов носит повторно-переменный характер. Многочисленные и разнообразные двигательные акты, перемежаясь с другими, многократно повторяются в различных вариантах. Так, бег перемежается с теми или иными действиями с мячом, с ходьбой, остановками, прыжками и т.д. [3]
Очень большое место в двигательной деятельности футболистов занимает бег - основное техническое средство маневренных передвижений по футбольному полю. Он отличается от бега в легкой атлетике. Для бега футболиста характерны пробежки, ускорения и рывки; футболисту приходится начинать бег из различных положений тела; для него характерны переменный ритм и темп, большое разнообразие пробегаемых расстояний. Наряду с переменной скоростью бег, футболиста характеризуется внезапными остановками и резкими изменениями направления, которые часто нельзя предвидеть заранее. Он изобилует кратковременными перемещениями на очень большой скорости /84/.
Распределение игроков по функциям – один из основных принципов игровой деятельности. Отличают игроков по амплуа не только игровые приемы и расположение на поле, но и их психофизиологические особенности.
Результативность игровых действий тесно связана с показателями сенсомоторного реагирования. Наиболее интегративным сенсомоторным показателем является “чувство времени”, которое можно рассматривать как компонент специальных способностей футболистов. В основе развития “чувства времени” лежит деятельность комплекса анализаторов, так как восприятие времени связано с пространственным восприятием. Футболистам разных амплуа необходимо владеть специализированным восприятием временных интервалов. Игроки задней линии, защитники должны хорошо ориентироваться в интервалах 5-10 сек., что связано с организацией игры, центровые – полузащитники в интервале 3 сек., игроки передней линии нападающие– 1 сек., наиболее устойчивом интервале удара.
Команды стремятся достичь преимущества над соперником, маскируя свои замыслы и одновременно пытаясь раскрыть планы противника. Игра протекает при взаимодействии игроков своей команды и сопротивления игроков противника, прилагающих все усилия и умения, чтобы отнять мяч и организовать наступление. В связи с этим на первый план выступают требования к оперативному мышлению игрока. Доказано, что представители спортивных игр имеют существенное преимущество в быстроте принятия решения по сравнению с представителями многих других видов спорта. Быстрота мышления особенно важна при необходимости учета вероятности изменения ситуации, а также при принятии решения в эмоционально напряженных условиях.
Для того чтобы забить мяч в ворота, необходимо преодолеть сопротивление противника, а это возможно, лишь, в том случае, если игроки владеют определенными приемами техники и тактики, умеют быстро передвигаться, внезапно изменять направление и скорость движения.[3]
Деятельность футболиста в игре – не просто сумма отдельных приемов защиты и нападения, а совокупность действий, объединенных общей целью в единую динамическую систему. Правильное взаимодействие игроков команды – основа коллективной деятельности, которая должна быть направлена на достижение общих интересов команды и, опираться на инициативу и творческую активность каждого игрока.
Каждый игрок должен не только уметь нападать, но и активно защищать свои ворота. Чтобы перехватить мяч у соперника или не дать ему возможности произвести удар, необходимо своевременно и правильно реагировать на все его действия, учитывая расположение игроков команды противника, партнеров и местонахождение мяча. Игровая деятельность базируется на устойчивости и вариативности двигательных навыков, уровне развития физических качеств, состоянии здоровья и интеллекта игроков(3).
За последнее время игра значительно интенсифицировалась. Это выражается, прежде всего, в повышении маневренности, подвижности игроков, в стремлении интенсивно бороться за мяч или место на каждом участке поля. Интенсивная физическая деятельность в течение игры требует огромных затрат сил.
Установлено, что энергетическое обеспечение игровой деятельности носит смешанный характер (аэробно-анаэробный). Основной показатель аэробных возможностей - величина максимального потребления кислорода (МПК) у футболистов с ростом квалификации растет и мастеров спорта достигает 5,1 л/мин (примерно 60 мл на 1 кг веса). Во время игры футболисты используют 80-90% максимального энергетического потенциала.
Важный показатель функционального состояния организма – сердечно-сосудистая система. Частота сердечных сокращений (ЧСС) является кардиологическим критерием, отражающим степень физиологической нагрузки. Установлено, что ЧСС у футболистов во время игры достигает 180-210 уд/мин.
Величина тренировочной нагрузки отражает степень воздействия тех или иных упражнений, выполняемых игроком, на его организм. Каждому тренеру важно знать тренирующее воздействие используемых упражнений и их систематизацию по характеру изменений в организме. Исследования показали, что специальные упражнения футболистов существенно различаются по ответной реакции организма. За игру спортсмен теряет в весе 2-5 кг. Энерготраты у спортсменов разного пола и квалификации различны [3]. Так у футболистов перед игрой пульс повышается на 15-27, а иногда и более ударов в минуту по сравнению с покоем. В ряде исследований отмечается, что повышение показателей сердечно-сосудистой функции различно у спортсменов разных спортивных специализаций. Среди футболистов наиболее значительно эти показатели повышаются у вратарей. По-видимому, это связано с тем, что они защищают наиболее ответственную линию игры - свои ворота. О том, что изменения в деятельности сердечно-сосудистой системы во время стартового периода у спортсменов «есть проявление физиологической подготовки к предстоящей мышечной работе», писал еще А.Н. Крестовников. Однако следует иметь в виду, что эмоциональное возбуждение в спортивной деятельности получает положительное значение только при оптимальной степени интенсивности и при обязательной направленности эмоций на выполнение главных задач деятельности.
При этом эмоции могут оказывать также стимулирующее влияние на успешное выполнение самых сложных и трудных для данного спортсмена спортивных задач и действий. Стимулирующее влияние на спортивную деятельность оказывают активные (астенические) эмоции. Напротив, демобилизующими, задерживающими, тормозящими выполнение действий являются пассивные (астенические) эмоции.
Эмоции футбольной борьбы, возникающие при выполнении спортивных задач (игровое увлечение, спортивная «злость», чувство спортивного соперничества и др.), являются астеническими. Подобные эмоции (и положительные, и отрицательные) помогают спортсмену мобилизовать свои силы и способности на успешное преодоление трудностей, которые возникают в процессе спортивного соревнования и требуют значительных, а часто максимальных усилий.
В свете материалистического учения И.П. Павлова становится ясно, что влияние тех или иных эмоциональных состояний на работоспособность спортсмена- это следствие распространения нервных процессов из коры головного мозга на не желающие отделы центральной нервной системы. Исследования, проведенные П.К. Анохиным (СССР), Г. Мегуном (Италия), Г.Селье (Канада), Вулдриджем (Англия) и другими, показали, что эмоциональный тонус человека зависит от тонизирующего влияния на кору головного «мозга ретикулярной формации» ствола мозга; он зависит также от деятельности таламуса и гипоталамуса.
Повышению работоспособности футболистов при активных эмоциях соответствует оптимальная степень возбуждения нервной системы. Под оптимальной подразумевается степень возбуждения, наиболее благоприятная для успешного выполнения спортивных действий в конкретных условиях. Естественно, в экстремальных условиях это оптимальное возбуждение характеризуется высокой степенью, не переходящей, однако, в перевозбуждение, для которого типично снижение самоконтроля.
Анализ футбольной практики показывает, что переживая подобные эмоции, футболист не может успешно реализовать свои силы и добивается успехов. Таким образом, активный или пассивный характер эмоций, переживаемых спортсменом во время выполнения спортивных действий, влияет на успешность достижения результатов, активизируя и стимулируя действия спортсмена, либо, напротив, тормозя их, подавляет и снижает работоспособность.
Кроме того, в деятельности и, в частности в спортивной, эмоции имеют мотивирующее значение. Об эмоциональной мотивации произвольных действий человека говорил еще И. М. Сеченов, указывая на то, что действия человека управляются не только мыслью, но и чувством.
Чувства часто становятся сильнейшими мотивами, побуждающими футболиста ставить определенные задачи, выбирать определенные цели в жизни, принимать и исполнять решения. Эмоциональными мотивами занятий физической культурой и спортом, выбора спортивной специальности, совершенствования в ней и достижения высоких спортивных результатов могут быть: радость, которую доставляет здоровая физическая активность, удовлетворение высокими результатами, моральное удовлетворение общественным признанием и оценкой показанных спортивных достижений и другие сложные переживания. Высокое развитие этих чувств побуждает спортсмена к борьбе за достижение поставленной цели, служит мотивом к проявлению максимальных усилий в трудную минуту спортивной борьбы.
Нравственные чувства с моральными идеями и понятиями о нормах общественного поведения мотивируют поведение человека. Закрепляясь, они становятся чертами личности и влияют на выбор тех или иных решений при волевых действиях, связываются с развитием интересов и склонностей человека. Сильные и глубокие нравственные чувства побуждают к интересным волевым усилиям, преодолению трудностей и препятствий на пути к поставленной цели
.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:

Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Развития скоростно-силовых способностей у старшеклассников с применением средств гимнастики
» Курсовая работа: Методика развития скоростно-силовых способностей юношей старших классов общеобразовательной школы средствами
» Курсовая работа: Криминалистическая характеристика преступлений
» Курсовая работа: Методика формирования умений самоуправляемого обучения
» Курсовая работа: Развития у гимнастов ловкости за счет подбора упражнений направленных на совершенствование пространственной и временной точности движений

Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Характеристика двигательной деятельности футболиста курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Характеристика двигательной деятельности футболиста скачать бесплатно, курсовая работа спорт скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]