Курсовая работа: Формы и методы преподавания географии
Содержание
I. Введение стр.2 II. География как наука и как учебный предмет стр.3
Возникновение науки географии.
Определение понятия географии.
III. Методика преподавания географии, её предмет и задачи стр.6
Образовательные цели преподавания географии.
Задачи методики географии.
Образовательные цели преподавания географии.
Воспитательное значение географии.
IV. Формы и методы преподавания географии стр.9
Урок как основная форма обучения географии.
Оборудование и наглядные пособия на уроке географии.
Проверка выполнения домашнего задания, оценка знаний учащихся и повторение пройденного по географии.
Объяснение нового материала.
Закрепление нового материала.
Домашнее задание
Методика закрепления в памяти учащихся географических названий.
Беседа как способ обучения географии.
Рассказ учителя на уроках географии.
Географические наблюдения. Значение учебного географического наблюдения
Виды географических наблюдений
V. Заключение стр.30
VI. Список использованной литературы. стр.31
I. Введение
В системе школьного образования предмет «География» играет большую роль в развитии подрастающего поколения и в формировании их общей культуры; формировании творческой личности; осознании ответственности каждого перед природой и обществом, за сохранение жизни на Земле.
Практическая методика преподавания географии должна исходить из соображений социальной необходимости приобретения географической грамотности, поскольку основными объектами географии являются географические оболочки Земли, природные, производственные и социальные комплексы и их компоненты. Сейчас остро стоят вопросы: как обращаться с природой, чтобы не нанести ей вреда, проявлять заботу об окружающей среде, как остановить техногенное наступление на природу, грозящее ей разрушением и т.д., поэтому проблема географической культуры, географической образованности молодого поколения, становится весьма актуальной.
Концепция обновления современной казахстанской школы определила новые приоритеты общего образования, которые предполагают, что формирование модели учебного процесса должно осуществляться на основе развития взаимоотношений сотрудничества учителя и ученика, гармоничного сочетания различных методов обучения, обеспечивающих использование разнообразных видов учебной деятельности. Эти приоритеты составляют основу развития и современного школьного географического образования. В соответствии с ним уточнены учебно-воспитательные цели обучения географии на каждой ступени школы, принципы отбора структурирования содержания, а также методы оценки качества подготовки школьников.
II. География как наука и как учебный предмет
Возникновение науки географии
Более 2000 лет тому назад древнегреческий учёный Эратосфен (276—196 гг. до н. э.) написал книгу, которой он дал заглавие «Географика». Этот термин Эратосфен составил из двух греческих слов: «Ге», что по-русски означает «земля», и «графо», что означает «пишу». Таким образом, вновь составленное Эратосфеном слово «географика» означало «землеописание».
В первой части своей книги Эратосфен изложил историю науки географии; во второй части он рассказал о форме и величине Земли, об океанах, о суше, о климатических зонах; в третьей части он описал материки и отдельные известные тогда страны. К книге он приложил карту с двумя перпендикулярными линиями, идущими с севера на юг и с запада на восток. Тогда градусная сеть ещё не была изобретена.
Так навсегда и закрепилось за нашей наукой название «география». Выход в свет книги Эратосфена можно считать за момент оформления науки географии. Правда, и до Эратосфена многие занимались географическими исследованиями.
Люди всегда испытывали надобность знать географию местности, где они жили. Уже первобытному охотнику, рыболову надо было в какой-то степени знать территорию, на которой он добывал себе средства к существованию. С развитием общества, с возникновением торговли потребность в географических знаниях ещё более возрастала.
Следовательно, география в смысле исследования местности — так же древня, как и сам человек. Жизненные потребности побуждали людей к собиранию географических сведений, к совершению путешествий и, наконец, к формированию науки географии, как системы географических знаний. Географы древних народов, овладевших письменностью, описывали свои путешествия, сочиняли книги географического содержания.
Но до Эратосфена географические сочинения имели другие заглавия: «Путешествия», «Земной круг», «Объезд вокруг Земли» и т. д. Эратосфен привёл в систему разрозненные географические знания и дал имя науке географии.
Определение понятия географии.
Существует много определений предмета географии. Но одно остаётся очевидным, что география изучает поверхность земли, которая образует географиче¬скую среду для человеческого общества.
Можно так определить понятие географии: география есть наука, комплексно изучающая в целом и по частям поверхность земного шара в отношении к человеческому обществу.
Из самого понятия земной поверхности, как предмета изучения географии, вытекает необходимость локального рассмотрения географических предметов и процессов. География изучает явления в связи с определённым местом на земном шаре.
География понимает под поверхностью Земли место взаимодействия литосферы, атмосферы, гидросферы, биосферы. Все эти сферы имеют отношение к месту обитания человечества, влияют на человеческое общество и сами подвергаются воздействию со стороны общества. Поверхность Земли есть географическая среда.
Географическая среда и мыслится как территория на Земле со всеми наполняющими её вещами, находящимися во взаимозависимости и в развитии, а также в определённых исторически изме¬няющихся отношениях к человеческому обществу. География изу¬чает географическую среду как со стороны её структуры, так и происходящих в ней процессов.
География изучает Землю в целом (землеведение) и её отдельные части (страноведение) с точки зрения сходства и различия явлений, процессов, происходящих на земной поверхности.
Нахождение на одной и той же территории множества разнообразных предметов и процессов порождает различные формы связей и взаимодействия между ними, обусловленные фактом смежного существования и генетическими отношениями.
Изучаемые географией географические связи обнимают собой явления неорганической и органической природы в их отношении к деятельности человеческого общества. На основе своеобразия географических явлений и различия форм их сочетания возникают особые географические комплексы, развивающиеся по своим за¬конам. Изучаемая географией поверхность Земли, как место обитания человечества, представляет собой совокупность разнообразных географических комплексов. География устанавливает законы развития как целых комплексов (ландшафтов), так и со¬ставляющих их элементов.
Географический комплекс представляет собой такое сочетание элементов природы и общества, в котором отдельные элементы в процессе своего развития взаимодействуют между собой, влияют друг на друга, вследствие чего изменение в одном из них вызывает соответствующие изменения в других.
Так значительное изменение климата в какой-нибудь местности повлечёт за собой изменение режима вод и всей гидрографии, растительного и животного мира. В конце концов, это скажется на рельефе и вызовет другие отношения человека к природе.
В состав географического комплекса входят структурные эле¬менты различных типов: астрономические, геоморфологические, гидрологические, климатические, биологические и социальные. Но сущность географической среды нельзя сводить к сумме составляющих её отдельных видов элементов.
В географическом комплексе данные астрономии, геоморфоло¬гии, гидрологии, климата, биологии образуют единое целое. Комплексирование элементов живой и мёртвой природы на поверхности Земли даёт в результате качественно своеобразную географическую среду в отношении человеческого общества, подчинённую своей особой закономерности.
Локальность придаёт органическое единство комплексному географическому процессу. Поэтому предмет географии не есть какой-то конгломерат предметов других наук.
III. Методика преподавания географии, её предмет и задачи
Задачи методики географии
Задачей методики географии является раскрытие перед учителем путей, ведущих к более совершенному преподаванию основ науки географии в соответствии с учебно-воспитательными задачами. Профессиональная подготовка будущего учителя, по крайней мере, на 50% зависит от правильно поставленного курса методики преподавания выбранной им дисциплины. Учитель начальной школы особенно нуждается в хорошем зна¬нии методик преподавания отдельных предметов. Чем меньше возраст учеников, тем с большей обдуманностью и осторожностью надо выбирать пригодные способы и приёмы обучения. Методика помогает учителю осознать свою работу, её сложность и ответственность за неё перед обществом. Знание её позволяет учителю критически относиться к своей работе, подмечать свои достижения, накапливать положительный опыт, а также обнаруживать недочёты и скорее изживать их. Посредством изучения методики географии учитель знакомится с накопленным за века педагогическим опытом преподавания этой науки и таким путём овладевает им.
Большое значение методика географии имеет для выработки географического мышления и материалистического мировоззрения у изучающих её. Методика географии изучается на последних курсах педагогических университетов и училищ. Она обобщает, углубляет, систематизирует теоретические знания науки географии и указывает путь их использования в обучении и воспитании подрастающих поколений. Она раскрывает сущность географии и даёт определение её понятию. Путём изучения методики учитель повышает своё педагогическое мастерство. Чтение литературы по методике географии позволяет учителю следить за развитием этой науки и применять в своей педагогической практике её достижения.
Но особенно важно научиться наблюдать за ходом собственного преподавания, за результатами применения тех или других способов и приёмов обучения. Необходимо удерживать удачные методы и приёмы преподавания, а ошибочные — отбрасывать. Самым главным в разработке методики является изучение своей и чужой педагогической практики.
Образовательные цели преподавания географии.
География является одним из основных школьных предметов. Обучение географии представляет собой процесс сообщения ученикам географических знаний, умений и навыков.
Географическое образование является результатом обучения географии в виде сообщения ученикам системы географических знаний, умений и навыков и развития познавательных способностей учащихся.
С учетом изменения приоритетов в школьном образовании можно выделить цели и задачи географического образования.
Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования, формирования у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.
Таким образом, цель школьного географического образования сводится к решению следующих основных задач:
- способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
- передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
- формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
- развить у школьника словесно-логическое и образное мышление;
- способствовать формированию картографической грамотности;
- приобщить ученика к постижению истины и определению им своего места и роли в мире на основе научно-географического познания действительности.
Всякая система знаний складывается из представлений, понятий и суждений. Сообщить ученикам географические знания — это значит в процессе обучения образовать у них географические представления, понятия и суждения в объёме, предусмотренном программой, и закрепить эти знания в навыках и умениях.
Воспитательное значение географии.
Педагогика руководствуется принципом воспитывающего обучения, согласно которому воспитание осуществляется в процессе обучения на познавательном материале.
География имеет большое воспитательное значение. Огромная широта предмета её изучения, многообразие составляющих его элементов дают возможность знакомить учеников с самыми разнообразными явлениями. География рассматривает явления природы и человеческого общества во взаимосвязи и в развитии. На конкретных фактах ученики видят диалектическое единство разнообразных противоречивых процессов: горообразование и выравнивание земной поверхности, размывание и отложения, испарение воды и её осадки, нагревание и охлаждение и т. д. Диалектический характер всего существующего весьма наглядно проявляется на географических объектах и их изменениях......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Воспитание эстетических чувств на уроке по познанию Мира. Методика преподавания
» Курсовая работа: КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ -«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
» Курсовая работа: Творчества Г.А. Жубановой
» Курсовая работа: Формы позновательной деятельности
» Курсовая работа: Методика исследования познавательных интересов школьников
» Курсовая работа: Воспитание эстетических чувств на уроке по познанию Мира. Методика преподавания
» Курсовая работа: КОМПЬЮТЕРНОЕ ОБУЧЕНИЕ -«НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ-РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
» Курсовая работа: Творчества Г.А. Жубановой
» Курсовая работа: Формы позновательной деятельности
» Курсовая работа: Методика исследования познавательных интересов школьников
Іздеп көріңіз: