Курсовая работа: Финоминология личности в социальной психолог
Содержание
ВВЕДЕНИЕГЛАВА 1. МНОГОГРАННОСТЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Феноменологическая психология и личность.
1.2.Феноменология, как метод исследования сознания личности.
1.3. Органические предпосылки феноменология развития личности и ступени развития субъективной реальности.
ГЛАВА 2. ФЕНОМЕНОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ УЧЕНИКА В ШКОЛЕ.
2.1. Общее понятие о феноменологии формирования личности в межличностных отношениях в социальной психологии.
2.2. Феноменология формирования личности школьника в общении.
2.3. Феноменология методов педагогического воздействия на личность учащегося.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность данной работы. На современном этапе развития Казахстана, в силу различных социально-политических причин общество почти утратило интерес к поиску новых способов организации условий, содействующих развитию личности, сензитивности к социализации. Таким образом, актуальность исследования состоит в поиске и построении системы специально организованных условий, способствующих развитию личности, а также выработке стратегии воспитания подрастающего поколения.
Едва ли не общим местом психологических работ последних лет является либо откровенное признание, что у нас до сих пор нет общепсихологической теории личности, либо прямой переход от признания важности изучения личности к рассмотрению отдельных его аспектов, минуя вопрос о возможности создания общей теоретической конструкции. Как нам уже случалось об этом упоминать, видный специалист в области личностной проблематики Л. И. Божович еще в 1968 г. писала о том, что «в советской психологии до сих пор еще нет достаточно разработанной, единой психологической концепции личности и ее формирования» .
Изменилось ли положение в настоящее время? За эти годы изучение личности далеко продвинулось, накоплен большой эмпирический материал, предложен ряд новых подходов к пониманию ее развития, места в системе межличностных отношений, соотнесения биологического и социального, соотношения личности и индивидуальности и т. д. Но все эти подходы (взгляды, представления, концепции) могут в лучшем случае рассматриваться как «теории среднего уровня» (отдельные концепции), не претендующие на охват психологии личности как единого предмета исследования. Все они схватывают лишь отдельные стороны личности и, будучи при этом не соотнесенными друг с другом, могут менее всего претендовать на положение единой теории личности. Вопрос, таким образом, остается открытым.
Проблемами развития личности занимались выдающиеся психологи; Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.В. Петровский, Л.И. Божович, Эльконин Д.Б., С.П. Рубинштейн.
С.П. Рубинштейн, отмечал, что значимость личности определяется индивидуальным преломлением в ней всеобщего. Исходя из теоретических положений К. Маркса, он разработал наиболее общие методологические принципы психологии. Рассматривая «совокупность всех общественных отношений» и «социальную ситуацию, С.П. Рубинштейн в тоже время придал определяющее значение внутренней позиции самого человека. А.Н. Леонтьев определял личность природой самих порождающих ее отношений: это специфические для человека общественные отношения, в которые он вступает в своей предметно деятельности. Направление исследования личности, разрабатываемое Л.С. Выготским и его последователями, определило основные идеи развития и бытия личности через систему следующих понятий:
1. «социальная ситуация развития»
2. «Я»
3. мирровозрение
4. «рефлексия»
5. становление личности
Особое значение в отечественной психологии придавалось проблеме активности личности и ее становлению. Личность формируется с детства. Сейчас разработана новая базисная программа, обеспечивающая полноценное разностороннее развитие ребенка.
С.П. Выготский считал, что движущий силой психического развития является обучение как необходимый путь присвоения ребенком общечеловеческих способностей. При этом он подчеркивал, что не всякое обучение хорошо, а только то, которое ориентированно на «зону ближайшего развития», на созревающие а не уже созревшие функции.
Начиная с середины 20-х, кончая серединой 60-х гг., основываясь на марксистско-ленинских идеях о психике как свойстве особым образом организованной материи, сущность которой в отражении окружающего мира, советская психология осваивает в методологическом, теоретическом и эмпирическом планах категории образа, действия и мотивации. Другими словами, в работах советских психологов Л. С. Выготского, С. Л. Рубинштейна, А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьева, Б. Г. Ананьева, Л. И. Божович, А. В. Запорожца и других с опорой на труды и идеи И. М. Сеченова, И. П. Павлова, Н. А. Бернштейна и других получают адекватное решение так называемые «психофизиологическая» и «психолого-гносеологическая» проблемы. Это стимулирует психофизиологические исследования и способствует углубленному изучению познавательных процессов, их развития и мотивации.
Вместе с тем «психосоциальное отношение» и триада «организм — индивид — личность» до начала 70-х гг. фактически не выходят на авансцену психологической науки.
В контексте этих идей складываются комплексный (Б. Г. Ананьев) и системный (Б. Ф. Ломов) подходы к изучению человека, отправляющиеся от идей С. Л. Рубинштейна представления о личности как субъекте деятельности (К. А. Абульханова-Славская), концепция отношений (В. Н. Мясищев), интегральной индивидуальности (В. С. Мерлин), персонализации (В. А. Петровский), историко-эволюционные представления о развитии личности и становлении индивидуальности (А.. Г. Асмолов), об индивидуальном стиле деятельности (Е. А. Климов) и др. Углубляется теоретико-методологическая проработка проблематики социальной психологии (К. К. Платонов, Б. Д. Парыгин, Е. В. Шорохова, Л. И. Буева), развертываются циклы работ по социальной перцепции и общению (Г. М. Андреева, А. А. Бодалев), лидерству (И. П. Волков, Р. Л. Кричевский), управлению (А. И. Китов, А. М. Столяренко, А. В. Филиппов), коррекции межличностных отношений и личности (Б. Д. Карвасарский, В. В. Кришталь), формированию личности в многоплановой общественно полезной деятельности (Д. И. Фельдштейн), складывается программно-ролевая концепция научного коллектива (М. Г. Ярошевский), стратометрическая концепция (А. В. Петровский) и др. Экспериментальные исследования Я. Л. Коломинского, Е. С. Кузьмина, X. И. Лийметса, В. А. Ядова, Л. И. Уманского, Н. Н. Обозова, А. С. Чернышева составили существенный вклад в разработку прикладных аспектов социальной психологии.
Большое влияние на развитие личности ребенка играет окружающая среда (воспитатели, родители), а также переменная среда. Развивающаяся предметная среда детства – это система условий, обеспечивающих всю полноту развития детской деятельности. Она должна представлять ребенку условия для творческого, духовного развития.
В дошкольном возрасте ребенок впервые психологически выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых людей. Взрослый здесь начинает выступать не только в конкретно форме, а как носитель общественных функций в системе общественных отношений.
Воспитывающий не подгоняет развитие каждого ребенка к определенным канонам, а предупреждает возникновение возможных тупиков личностного развития детей, исходя из задач, максимально развернуть возможности их роста.
Объект исследования: феноменология развития личности в основном школьника.
Предмет исследования: воздействие социальных факторов на феноменологию становление личности школьника в общении.
Цель: Изучить формирование феномена личности, влияния социальных факторов на становление личности.
Задачи:
1. Раскрыть проблему феноменологии развития личности;
2. Описать феноменология развитие личности школьника в общении;
3. Проанализировать влияния социальных факторов на становление личности;
4. Конкретизировать исследование и сделать выводы по выявлению социальных факторов, влияющих на становление личности.
Методы, использованные в процессе работы: анализ литературы; построение теоретической модели; разработка, адаптация и валидизация диагностической методики; статистический анализ данных, конфирматорный факторный анализ.
Структура работы: исследование состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы.
ГЛАВА 1. МНОГОГРАННОСТЬ ФЕНОМЕНОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ.
1.1. Феноменологическая психология и личность.
В исследованиях по психологии личности причудливо переплетаются между собой столь различные проявления человека, как мотивы его деятельности, индивидуальные биохимические свойства, социальные роли, типы высшей нервной деятельности, физическая внешность, идеалы, способности, аффекты, вкусы, особенности национального характера, мировоззрение, нравственный облик, самосознание, самооценка, потребности, влечения, продукты творчества, воображение, одаренность, интеллект, социальное положение, скорость реагирования, черты индивидуального характера, настроение, чувства антипатии и симпатии, переживания, навыки и умения, эмоции, установки, манера общения и поведения, ценностные ориентации, поступки, деяния, воля, образ «Я» и т. д. Такое многообразие проявлений человеческой природы уживается с неявно задаваемым логикой частных эмпирических исследований допущением о существовании некоей одномерной феноменологии в области изучения психологии личности. Указанное допущение, за которым стоит тот или иной образ человека в данной культуре, нередко толкает исследователей на путь отстаивания своей сферы фактов как центральной характеристики личности, а дискуссии о примате данного феномена личности начинают напоминать спор слепых, ощупывающих слона с разных сторон и высказывающих различные версии о том, с кем же им довелось повстречаться. На смену неявному допущению о существовании какого-либо одного центрального пласта феноменов личности приходят порой попытки построения предмета психологии личности с помощью коллекционирования различных проявлений «по аспектам», что приводит к возникновению иллюзии целостности картины там, где на деле существует механический конгломерат скрепленных статистическими корреляциями различных сторон человеческой жизни.
Попытки собрать личность человека из осколков ее проявлений или построить общую теорию личности из суммы частных теорий не отличаются новизной. Еще в XVIII в. французский философ Этьен де Кондильяк в «Трактате об ощущениях» не спеша собирал «статую» человека, последовательно наделяя ее обонянием, вкусом, осязанием, потребностями, ловкостью, желаниями, воспоминаниями, идеями, самосознанием. У статуи пробудились страсти, а удовольствие и страдание стали единственным двигателем развития ее способностей. И статуя Кондильяка жила, по словам автора, жизнью изолированного человека, пользующегося всеми своими чувствами. У феноменологии с психологией много общего. Современная психология как наука о "психическом" в конкретной связи пространственно-временных реальностей рассматривает в качестве своего материала то, что присутствует в мире в виде EGO, т.е. как "переживающее" (воспринимающее, мыслящее, водящее и т.д.), как обладающее способностями и привычками. И поскольку психическое дано просто как определенный слой существования людей и животных, психология может рассматриваться как ветвь антропологии или зоологии. Но животный мир есть часть физической реальности, а последняя есть тема [чистого] естествознания. Возможно ли тогда достаточно четко отделить психическое от физического для того, чтобы параллельно [чистому ] естествознанию создать чистую психологию?
Разумеется, в определенной мере чисто психологическое исследование возможно. Ему мы обязаны нашими основными понятиями психического, которые, в большинстве своем, являются психофизическими понятиями.
В нерефлективном сознании мы "направлены" на объекты, мы "интендируем" их; и рефлексия открывает это как имманентный процесс, характерный для всякого переживания, хотя и в бесконечно разнообразной форме. Осознавать нечто - не означает пустое обладание этим нечто в сознании. Всякий феномен имеет свою собственную интенциональную структуру, анализ которой показывает, что она есть постоянно расширяющаяся система индивидуально интенциональных и интенционально связанных компонентов. В восприятии куба, например, обнаруживается сложная и синтезированная интенция: непрерывная вариантность в "явлении" куба в зависимости от угла зрения и соответствующие различия в "перспективе", а также различие между "передней стороной", видимой в данный момент, и "задней стороной", в данный момент невидимой, которая остается следовательно несколько "неопределенной", но которая в то же время равным образом полагается существующей. Наблюдение за этим "потоком" различных явлений-аспектов и за способом их синтеза показывает, что каждая фаза и интервал есть уже в себе "сознание-о" чем-то. При этом постоянный приход новых фаз не нарушает ни на один момент синтетическое единство целостного сознания, фактически оно остается сознанием одного и того же объекта. Интенциональная структура протекания восприятия имеет свою сущностную типику, которая с необходимостью должна быть осуществлена в своей сложности , даже если нужно просто воспринять физический предмет. И если один и тот же объект будет дан в других модусах, если он дан в воображении, воспоминании или как репродукция, то все его интенциональные формы воспроизводятся вновь, хотя характер их изменится по сравнению с тем, чем они были в восприятии, для того, чтобы соответствовать новым модусам. То же самое остается верным для любого рода психических переживаний. Суждение, оценка, стремление - они также суть не пустое обладание в сознании соответствующими суждениями, ценностями, целями и средствами, но подобным образом суть переживания, состоящие из интенционального потока, каждое - в соответствии со своим устойчивым типом.
Универсальная задача феноменологической психологии состоит в систематическом изучении типов и форм интенциональных переживаний, а также в редукции их структур к первичным интенциям и таким образом в изучении природы психического, а также постижении душевной жизни.
Значимость этих исследований, очевидно, выйдет далеко за рамки познания собственной душевной жизни психолога. Ибо психическая жизнь может быть раскрыта для нас не только в самосознании, но и в нашем сознании других "я". Этот последний источник дает нам нечто большее, чем просто удвоение того, что мы находим в нашем самосознании, поскольку он устанавливает различия между "собственным" и "чужим", которые мы переживаем, и обнаруживает для нас, таким образом, характеристики "жизни сообщества". Следовательно, дальнейшая задача, которую ставит себе феноменологическая психология - это раскрытие интенций, из которых складывается "жизнь сообщества".
Феноменологическая психология включает в себя изучение опыта своего собственного "Я" и на его основе опыта других Я, а также опыта сообщества. Однако еще не ясно, может ли она при этом быть полностью свободной от каких бы то ни было психо-физических примесей. Можно ли достичь подлинно чистого опыта своего Я и чисто психических данных. Даже после брентановского открытия интенциональности как основного свойства психического, эта трудность делала слепыми психологов в отношении возможности феноменологической психологии. Психолог находит свой собственный опыт всюду в соединении с "внешним" опытом и внепсихическими реалиями. Данное в опыте внешнее не принадлежит интенциональной "внутренней жизни", хотя сам опыт принадлежит ей как опыт внешнего. Феноменолог, который хочет лишь фиксировать феномены и познавать исключительно свою собственную "жизнь", должен практиковать эпохэ. Он должен наложить запрет на любую обычную объективную "позицию" и отказаться от любого суждения, касающегося объективного мира. Опыт сам по себе останется таким, каким он был, опытом этого дома, этого тела, этого мира в целом, в том или ином присущем ему образе. Ибо невозможно описать никакое интенциональное переживание, пусть даже оно является "иллюзорным", переживанием самопротиворечащего суждения и т.п., не описывая того, что, как таковое, присутствует в переживании как объект познания. Наше универсальное эпоха заключает, как мы говорим, мир в скобки, исключает мир (который просто здесь есть), из поля субъекта, редставляющего на его месте так-то и так-то переживаемый-воспринимаемый-вспоминаемый-выражаемый в суждении-мыслимый-оцениваемый и пр. мир как таковой, "заключенный в скобки" мир. Является не мир или часть его, но "смысл" мира. Чтобы войти в сферу феноменологического опыта, мы должны отступить от объектов, полагаемых в естественной установке, к многообразию модусов их явлений, к объектам "заключенным в скобки".
Феноменологическая редукция к феноменам, к чисто психическому требует двух уровней. Первый - систематическое и радикальное эпохэ всякой объективирующей "позиции" в переживании, как в отношении рассмотрения отдельных феноменов, так и в отношении целостной структуры душевной .....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Формирование базовой культуры личности
» Курсовая работа: Межличностные отношения среди военнослужащих срочной службы
» Курсовая работа: Формирование культа личности
» Курсовая работа: Методика формирования умений самоуправляемого обучения
» Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства
» Курсовая работа: Формирование базовой культуры личности
» Курсовая работа: Межличностные отношения среди военнослужащих срочной службы
» Курсовая работа: Формирование культа личности
» Курсовая работа: Методика формирования умений самоуправляемого обучения
» Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства
Іздеп көріңіз: