Курсовая работа: Таможенная служба в РК
Содержание
ВВЕДЕНИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ• Таможенное право и его место в таможенном деле.
1. ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА В РК.
• Таможенные органы.
• Функции и структура.
2. ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ
• Нарушения таможенных правил.
• Производство по делам о нарушениях таможенных правил.
• Таможенные преступления.
• Производство дознаний по уголовным делам о таможенных преступлениях.
Заключение.
Список литературы.
ВВЕДЕНИЕ И ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Важнейшая роль в деле обеспечения экономических интересов государства принадлежит таможенной службе - одному из базовых институтов экономики. Участвуя в регулировании внешнеторгового оборота и осуществляя фискальную функцию, таможенная служба регулярно пополняет государственный бюджет и тем самым способствует решению экономических проблем.
Обретение Казахстаном суверенитета и независимости, признание его полноправным членом международного сообщества ставят перед государством глобальные задачи, выполнение которых требует создания оптимального механизма для их реализации и разрешения всех вопросов внутренней и внешней политики.
К составной части в государственном механизме власти необходимо отнести конституционный принцип разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную ветви, их взаимодействие между собой с использованием системы сдержек и противовесов (статья 3 Конституции Республики Казахстан).
Таможенное дело в Республике Казахстан нуждается также в теоретическом подкреплении и в механизме правового регулирования - таможенном праве как отрасли казахстанского права.
Отношения в сфере таможенного дела имеют многоотраслевой характер, что позволяет относить его к комплексной отрасли права.
Указ Президента Республики Казахстан, имеющий силу закона, «О таможенном деле в Республике Казахстан» от 20 июля 1995 года № 2368» (далее - Указ) по структуре своего построения объединяет юридически разнородный правовой материал. Все разделы Указа взаимосвязаны между собой, составляющие их главы и статьи могут представлять совокупность норм других отраслей права либо их отдельные нормы. В содержание Указа входят 16 разделов, 62 главы, 426 статей, изменения вносились в отдельные статьи.
За два года, с момента принятия Указа о таможенном деле, таможенные органы приобрели определенный опыт работы по новым положениям таможенного законодательства. Чтобы теоретически подкрепить этот опыт, необходима разработка таможенной отрасли права.
Таможенное право и его место в таможенном деле.
Каждая отрасль права имеет свои предмет и метод правового регулирования. Круг общественных отношений, регулируемых соответствующими нормами, является предметом отрасли права. Этими общественными отношениями в таможенной праве в соответствии с Указом о таможенном деле в Республике Казахстан являются отношения в областях таможенной политики, перемещения товаров и транспортных средств, таможенных режимов, таможенно-тарифного регулирования, взимания таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля, таможенной статистики и Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности (далее -ТН ВЭД), нарушений таможенных правил, преступлений в сфере таможенного дела и их рассмотрение, а также международно-правового сотрудничества. И регулируются они не только нормами, содержащимися в Указе о таможенном деле в Республике Казахстан, Законе о таможенном тарифе и пошлине от 24 декабря 1991 года, но и правовыми нормами административного, финансового, гражданского, уголовного, процессуального и других отраслей законодательства. В то же время в таможенном законодательстве Республики Казахстан, как впрочем и в аналогичных законодательствах Российской Федерации и государств СНГ, отсутствует изначальное понятие таможенного дела, что, несомненно, влияет на теоретические аспекты разработки основ таможенного права.
Действующий Указ о таможенном деле в Республике Казахстан по своим положениям близок к Таможенному кодексу Российской Федерации (18 июня 1993 года) и Основам таможенных законодательств государств - участников СНГ, что в принципе облегчает процессы унификации правовой базы, гармонизации таможенных и нетаможенных законодательств и механизма формирования таможенного союза в целом.
Если исходить из статьи 1 Указа о таможенном деле в Республике Казахстан, то таможенное дело образуют порядок и условия перемещения через таможенную границу товаров и транспортных средств, взимания таможенных платежей и налогов, таможенного оформления, таможенный контроль и другие средства осуществления таможенной политики, а также организационно-правовые основы деятельности таможенных органов. В отличие от Таможенного кодекса России в статье 1 Указа РК таможенному делу отводится исполнительная роль в проведении таможенной политики как части внешней и внутренней политики.
Таможенное дело в Республике Казахстан представляет отдельную область специальных знаний и его можно отнести к распорядительной деятельности государства, в лице уполномоченных на то органов, по осуществлению своей политики как внешней, так и внутренней в таможенной сфере с использованием правовых и иных средств и соблюдением международных обязательств. Этот комплекс вопросов деятельности государства, являющейся его монополией, составляет предмет таможенного права. Учитывая отсутствие в международном законодательстве обобщенного понятия всего относящегося к таможенной сфере, законодатели ввели понятие таможенного дела, однако не раскрыв полного его содержания. Можно отметить некоторое различие в трактовке содержащегося в статье 1 Указа определения таможенного дела в сравнении с Таможенным кодексом Российской Федерации, в котором таможенная политика четко включена в состав таможенного дела. Этим самым подчеркивается обобщенность этого понятия. Необходимость унификации таможенных законодательств стран -участников Таможенного союза в СНГ потребует внесения изменений в таможенное законодательство нашего государства.
Метод правового регулирования казахстанского таможенного права также является специфическим в отличие от методов некомплексных отраслей права и представлен такими способами правового регулирования, как дозволение, запрещение и обязывание, т. е. наличие соответствующих норм, которые включены в Указ в зависимости от регулирования тех или иных правоотношений.
Влияние таможенного дела на таможенное право в целом можно выделить, если рассматривать его как совокупность правовых норм (таможенное законодательство) и институтов (таможенных и иных учреждений), регулирующих определенные отношения в этой сфере.
Статьи Указа о таможенном деле предусматривает отсылки на иные законодательные акты или даже ведомственные документы, что также влияет на регулирование складывающихся правоотношений в таможенной сфере в последующей реализации.
С учетом предмета и метода правового регулирования, источников, системы таможенное право как самостоятельная отрасль казахстанского права представляет собой совокупность общих и специфичных институтов и норм, регулирующих соответствующие отношения и оказывающих определенное влияние на сферу таможенного дела.
Такое взаимовлияние может состоять в теоретическом обосновании положений таможенного законодательства, определении возможных пробелов в нем, направлений дальнейшего развития, необходимости разработки законодательных, нормативных (включая ведомственные) актов. Самостоятельность таможенного права как отрасли казахстанского права обусловливает также необходимость его отграничения от других отраслей.
В первую очередь, это касается административного права. До принятия Указа о таможенном деле в Республике Казахстан многие нормы, особенно административных правонарушений, действительно регулировались Кодексом об административных правонарушениях, где таможенным правонарушениям отводилась специальная глава. Наличие норм, правовое регулирование которых можно отнести к сфере административного права, приобретающих специфику в таможенном законодательстве, создает в совокупности с нормами других отраслей права цельность законодательного акта.
Таможенное право тесно связано также с уголовным и уголовно-процессуальным правом, особенно по таким разделам, как преступления в сфере таможенного дела, деятельность таможенных органов как органов дознания и органов, использующих оперативно-розыскную работу.
Несмотря на определенную специфику деятельности таможенных органов, трудовое законодательство тоже регулирует многие вопросы, касающиеся регулирования общих вопросов труда, пенсионного и иного социального разрешения их, в отношении должностных лиц и других работников.
Таможенное право по таким вопросам, как фискальная деятельность таможенных органов, таможенные платежи, включая определенные налоги, имеет соотношение с финансовым правом и в целом с налоговым законодательством.
Таможенное право - институты, наличие системы (общая и особенная части) и регулирующая роль - позволяет максимально приблизить его к таможенному делу в целом.
Общая часть таможенного права включает организацию таможенного дела, осуществление таможенной политики и экономической безопасности, деятельность таможенных органов и международное сотрудничество,
В Особенной части таможенного права, в первую очередь, следует выделить правовое регулирование: перемещения товаров и транспортных средств, таможенных режимов, таможенных платежей, таможенного оформления, таможенного контроля, ведения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также вопросы валютного контроля,
Таможенных льгот отдельных категорий иностранных граждан, ведения таможенной статистики, преступлений в сфере таможенного дела и оперативно-розыскной деятельности таможенных органов, нарушений таможенных правил (НТП) и производства, рассмотрения дел по ним, административной ответственности, распоряжения товарами и транспортными средствами, обжалования и рассмотрения решений, действий или бездействия таможенных органов и их должностных лиц.
В основу таможенного права как отрасли казахстанского права могут быть положены такие принципы:
законность;
демократизм;
приоритетность международных договоров;
обеспечение таможенной политики. Вышеуказанные принципы не являются бесспорными и могут быть дополнены иными. Что касается законности как принципа таможенного права, который присущ и другим отраслям казахстанского права, то основными задачами таможенных органов (статья 11 Указа) являются: обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и законодательства Республики Казахстан, защита прав и интересов граждан . и организаций при осуществлении таможенного дела.
Обеспечение таможенной политики приобретает особую актуальность, поскольку является составной частью внутренней и внешней политики государства и имеет стратегические цели, указанные в статье 2 Указа о таможенном деле.
Источниками таможенного права являются правовые акты; принимаемые законодательными и исполнительными органами, в которых содержатся нормы таможенного права. К ним необходимо отнести Конституцию Республики Казахстан, законы, указы и другие решения Президента, постановления Правительства и распоряжения премьер-министра, нормативные акты министерств, государственных комитетов и ведомств, а также международные договоры и соглашения, касающиеся таможенного дела, некоторые из которых приведены в настоящей работе.
Важное значение приобретают налаживание и упрочение информационного и делового взаимодействия таможенных органов с другими государственными структурами, ответственными за эффективное функционирование нашей экономики и ее защиту от внешних и внутренних угроз.
Таким образом, таможенное регулирование и контроль внешнеэкономических связей смогут относительно успешно обеспечить экономическую безопасность страны только в тесной увязке с общей стратегией экономической реформы, с учетом реального состояния производства и рынка и иных приоритетных задач.
ТАМОЖЕННАЯ СЛУЖБА В РК.
Таможенные органы.
Организационные изменения в таможенных органах Республики Казахстан и создание Государственного таможенного комитета надо рассматривать как положительный момент. Теперь председатель комитета является членом правительства и вправе присутствовать на всех его заседаниях с правом голоса. Это вселяет надежду, что будет ликвидировано отставание таможенного законодательства, которое будет приведено в соответствие с Указом о таможенном деле в РК, затрагивающим уголовные, уголовно-процессуальные, административные вопросы, а также некоторые решения правительства.
Становлению таможенных органов способствуют принимаемые законодательные и нормативные акты, большинство из которых имеют государственную регистрацию и регулируют таможенные режимы, платежи, оформление, контроль и др. Но на сегодняшний день их все еще недостаточно. Изменения, внесенные в Указ о таможенном деле в Республике Казахстан, коснулись только лишения некоторых льгот сотрудников таможенных органов, а также отдельных категорий граждан. Постановлением № 1119 от 16 сентября 1996 года утверждены Положение о прохождении службы должностными лицами в таможенных органах Республики Казахстан и текст присяги, которым закреплены основные положения, вопросы поступления на службу и ее прохождения.
Правительственные акты касаются отдельных вопросов перемещения товаров и транспортных средств, ставок таможенных пошлин и др., предусмотренных Указом, в основном рассчитанных на исполнение таможенными органами. Требуется в ближайшее время принятие Положения о Государственном таможенном комитете, Устава о дисциплине и других документов о таможенных органах и должностных лицах.
Организация таможенного дела выделена в Указе в отдельную главу (глава 1), что подчеркивает важность государственных подходов к должной постановке этой задачи.
Основными задачами таможенных органов, согласно Указу о таможенном доле в РК, являются'
участие в разработке и проведении таможенной политики;
обеспечение соблюдения законодательства по таможенному делу и законодательства Республики Казахстан, зашить; прав и интересов граждан и организаций при осуществлении таможенного дела;
обеспечение в пределах своей компетенции экономической безопасности и экономических интересов;
применение средств таможенного регулирования торгово-экономических отношений;
взимание таможенных платежей и налогов;
участие в разработке мер экономической политики в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу;
обеспечение соблюдения разрешительного порядка при перемещении товаров и транспортных средств через таможенную границу;
осуществление и совершенствование таможенного контроля и таможенного оформления, создание условий, способствующих ускорению товарооборота через таможенную границу;
ведение таможенной статистики внешней торговли и специальной таможенной статистики;
ведение Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности;
содействие развитию внешнеэкономических связей Республики Казахстан, а также деятельности в рамках таких связей организаций и граждан;
содействие в осуществлении мер по защите государственной безопасности, нравственности населения, защите жизни и здоровья человека, охране окружающей природной среды, животных и растений, защите интересов республиканских потребителей ввозимых товаров;
осуществление контроля за вывозом стратегических и других жизненно важных для интересов Республики Казахстан материалов;
осуществление валютного контроля в пределах своей компетенции;
обеспечение выполнения международных обязательств Республики Казахстан в части, касающейся таможенного дела; участие в разработке международных договоров Республики Казахстан, связанных с таможенным законодательным делом; осуществление сотрудничества с таможенными и иными компетентными органами зарубежных государств, международными организациями, занимающимися вопросами таможенного дела;
проведение научно-исследовательских работ и консультирование в области таможенного дела; подготовка, переподготовка и повышение квалификации специалистов в этой области. для государственных органов и организаций;
предоставление в установленном законодательством порядке органам государственной власти, организациям и гражданам информации по таможенным вопросам;
реализация единой финансово-хозяйственной политики, развитие материально-технической и социальной базы таможенных органов.
Функции и структура таможенных органов.
Республиканская таможенная служба претерпела различные структурные изменения с момента создания Таможенного комитета Республики Казахстан 12 декабря 1991 года через реорганизации: в Главное таможенное управление Министерства финансов 12 ноября 1992 года, Таможенный комитет при Кабинете Министров в апреле 1995 года, далее Таможенный комитет Республики Казахстан (со статусом центрального органа, не входящего в состав правительства, но ему подчиненного), а с 14 января 1997 года образован Государственный таможенный комитет (ГТК).
Общее руководство таможенным делом возложено на правительство, непосредственное руководство - на Государственный таможенный комитет.
Согласно типовому положению, утвержденному ГТК, в системе таможенных органов функционируют таможенные управления (ТУ) в областях (далее их число будет зависеть от количества областей), таможни, таможенные посты, а также Центральная таможенная лаборатория и соответствующие отделы в ТУ и таможнях.
Из предусмотренных в Указе подведомственных учреждений действуют Центральная таможенная лаборатория и отделы таможенных экспертиз в таможенных управлениях, крупных таможнях на местах. В функции Центральной таможенной лаборатории и соответствующих экспертных служб входят проведения экспертиз и исследования товаров в таможенных целях. В процессе исследования определяются:
номенклатура (код) товаров по ТН ВЭД;
страна происхождения товаров;
таможенная стоимость товаров,
идентификация товаров и сырья после его переработки;
физическая и химическая структура и состав товаров;
марки, сорта и качества товаров;
технология производства товаров;
нормы выхода продукции при переработке сырья и других товаров;
принадлежность товара к наркотическим, сильнодействующим, ядовитым, отравляющим товарам;
эксплуатационная и экологическая безопасность товаров;
принадлежность товара к предметам художественного, исторического и археологического достояния народов Республики Казахстан и зарубежных стран; - другие вопросы, требующие специальных познаний. Для должного выполнения всего объема исследований необходимо укрепление экспертных таможенных служб. И здесь наиболее острым является вопрос подготовки экспертов и специалистов. В Указе РК отсутствуют статьи, определяющие их статус, в отличие от Таможенного кодекса России. Тем не менее специалистами проводятся такие сложные исследования.
Постановлением Президента Республики Казахстан от 27 декабря 1993 года был создан Таможенно-тарифный совет в целях разработки единой и эффективной таможенно-тарифной политики, являющийся координационно-совещательным органом. После вступления Казахстана в Таможенный союз и согласно положениям, действующим в его рамках, Таможенно-тарифный совет должен изменить подходы к рассмотрению таких вопросов, как выработка ответных мер на дискриминационные действия, правила определения происхождения и стоимости и др.
Таможенные органы самостоятельно проводят предотгрузочную инспекцию товаров и транспортных средств. В 1996 году эту работу выполняла (по постановлению правительства РК и соответствующему соглашению) швейцарская фирма СЖС. ГТК имеет право обращаться к независимой экспертизе в необходимых случаях для проведения экспертиз и исследований товаров.
В соответствии со статьей 397 Указа должностными лицами таможенных органов могут быть только дееспособные граждане Республики Казахстан, способные по своим деловым и моральным качествам, уровню образования и состоянию здоровья выполнять возложенные на них задачи.
Должностные лица, как они определены по Указу, являются сотрудниками таможенных органов и принимаются в таможенные органы с испытательным сроком от трех месяцев до одного года.
Существуют исключения для приема на работу, в частности в отношении пенсионеров правоохранительных органов и Вооруженных Сил. В отличие от правоохранительных и налоговых органов, где имеются специальные звания, должностным лицам таможенных органов, в том числе руководителям и специалистам подведомственных учреждений и организаций, присваиваются персональные звания. Предусмотрены 10 ступеней:
действительный государственный советник;
государственный советник таможенной службы 1, 2и3 рангов;
советник таможенной службы 1, 2и3 рангов;
инспектор таможенной службы 1, 2и 3 рангов. Постановлением правительства от 3 мая 1993 года № 344 утверждены перечень одежды и правила ношения предметов форменной одежды, обуви и снаряжения должностных лиц таможенных органов.
Должностные лица при исполнении служебных обязанностей являются представителями власти. Незаконное вмешательство или воздействие в какой бы то ни было форме государственных органов, политических и общественных организаций и движений, средств массовой информации, иных юридических лиц, их должностных лиц и иных работников, индивидуальных предпринимателей, а также физических лиц с целью повлиять на принимаемое таможенным органом или его должностным лицом решение либо действие запрещается.
Законные требования или распоряжения должностного лица таможенного органа обязательны для исполнения государственными органами, юридическими и физическими лицами, их руководителями. В отдельной главе Указа предусматривается ответственность за административные нарушения, посягающие на деятельность таможенных органов (таможенные правонарушения).
Административная ответственность за эти правонарушения предусматривается в виде штрафов, кратных минимальной заработной плате (в настоящее время - расчетному показателю). Эти дела рассматриваются .....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Іздеп көріңіз: