Курсовая работа: МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЖИВОПИСИ ДЛЯ 4-5 КУРСА ХГФ
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………..…………………..………………......стр.3ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСИ……………………….стр.4
1.1 История развития мировой живописи. ……..………………………….стр.4
1.2 История развития казахстанской живописи………………..………….стр.13
ГЛАВА II. МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЖИВОПИСИ ДЛЯ 4-5 КУРСА ХГФ......................................стр.19
2.1 Специфика учебных и творческих задач по станковой живописи…. ..стр.20
2.2 Решение цвета, тона и колорита…………………………………………стр.23
2.3 Техника и технология живописи………………………………………...стр.24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………...стр.32
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………….стр.34
ПРИЛОЖЕНИЯ……………………………………………………………...стр.35
ВВЕДЕНИЕ
В своих трудах по проблемам педагогического творчества ученые единогласны в том, что творческая профессиональная деятельность во многом определяется уровнем научной подготовки, а так же духовным развитием. Форма духовной культуры есть исторически сложившееся синтезированное содержание опыта конкретного народа, которое будучи содержанием, усвоенным в прошлом, оказывается способом практической и духовной деятельности. Сказанное означает, что опыт прошлого является способом усвоения новой культуры. При этом новый более богатый опыт народа «преобразует старый опыт, сохраняя его как свой момент».
Живопись, являясь самостоятельным высшим искусством, одновременно и наука, обучающая мыслить формой и цветом, изучать технику и технологию взаимодействия различных красок на практической работе, изображать пластическую структуру предмета в трехмерном пространстве.
Программа по живописи, основана на использовании лучших традиций и опыта мировой и Казахской реалистической школы, ориентирует студентов на углубленное изучение натуры человека и окружающие его предметы.
Постепенно усложняющаяся последовательность в процессе обучения позволяют сочетать изучение всего многообразия натуры с ее художественно- образной трактовкой на плоскости.
Основной целью курса живописи является изучение свойств взаимодействия разных цветов, цвето - колористическое и тоновое сочетание. Поэтапное овладение мастерством и навыками работы кистью красками разных по размеру и сложности основах. Воспитание в студентах художественного видения, овладение знаниями и закономерностями живописи при изображении окружающего нас мира. А также цель программы развить образно- ассоциативное мышление и творческие способности у студентов необходимые в будущем при создании больших произведений монументального искусства.
На начальных курсах учебным заданием является этюды головы человека, мужской и женской. На старших курсах при переходе к фигурам, большее значение приобретает необходимость предварительных поисков компоновки на холсте. Перед каждым заданием делается небольшой этюд в котором надо решить основные задачи композиции и колорита. Выполнение подготовительного картона для живописи является необходимым для специализации « Станковая живопись».
На четвертом курсе основным заданием является фигура человека одетая и обнаженная. Углубляются общие живописные задачи цвета, тона фигуры. Особое внимание уделяется умению писать детали всей постановки и особенно фигуры, тем самым создание художественного образа человека. Важно научиться писать окружающие предметы и пространство, выявление передних и задних планов. Требуется образная выразительность, монументальность, композиционная убедительность, цвето - колористическая верность. Смелый живописный подход, неожиданное композиционное видение, выразительная передача изображаемых образов - является приоритетным при оценке всех заданий курса « Живопись».
На пятом курсе, завершающем курс живописи студенты должны выполнить несколько сложных постановок. Практическое изучение законов живописи продолжается работа над групповыми постановками. Большое значение приобретает передача пространства цветом и тоном, влияние света (прямое и боковое освещение). Особое внимание уделяется связи двух и нескольких фигур, цельному решению в пластике, цвета и тона. Очень важно узнаваемость, живописная экспрессивность, композиционная убедительность при подходах создаваемых образов.
Каждое задание должно начинаться с разъяснения цели и задачи постановки, а также пути их преодоления. Практическая работа студентов над заданием начинается с выполнения: композиционных эскизов в карандаше, для нахождения наиболее грамотного решения поставленной задачи эскиза постановки в цвете, подготовительного рисунка на бумаге (картон) и самого этюда в заданном размере. Задание выполняется поэтапно в присутствии руководителя курса.
ГЛАВА I. ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ЖИВОПИСИ
1.1 История развития мировой живописи
Искусство старо, как мир - начало его теряется в глубокой древности. Лишь только люди объединились в общества, создали религию, образовалось и искусство, одним из первых проявлений которого была живопись.
Среди всех видов изобразительного искусства живопись пользуется у зрителей наибольшей популярностью. Если произведения скульптуры представляют собой объёмные тела, а графики – большей частью чёрно-белые рисунки на листах бумаги, то живопись воплощает образы действительности в их красочном богатстве и блеске с помощью красок, наносимых на какую либо поверхность. Образы живописи очень наглядны и убедительны для воспринимающего их зрителя. Ей доступно воспроизведение на плоскости объёма предметов, их материальной плоти, глубины изображаемого пространства, окружающей предметы световоздушной среды, впечатляющих эффектов освещения. Живопись способна запечатлевать и раскрывать сложный мир человеческих чувств, переживаний, характеров, передавать тончайшие оттенки настроения, неуловимые мгновения в жизни человека и природы. Живописи может быть свойствен самый высокий полёт художественной фантазии, она способна воплощать непреходящие, вечные, общечеловеческие идеи. В классовом обществе живопись в свете тех или иных идеологических концепций отражает и оценивает духовное содержание эпохи, особенности ее социального развития.
Идейное содержание произведения живописи обычно конкретизируется в сюжете. Иногда сюжет представляет собой развёрнутое повествование, часто заимствованное из какого-либо мифологического, легендарного или литературного источника. Живописец претворяет сюжет живописными пластическими средствами (композиция, рисунок, цвет, ритм и т.д.) и дает изображаемому событию свою оценку.
Принято считать, что живописец может запечатлеть лишь определённый момент, как бы остановившееся мгновение. Однако живопись способна передать и ощущение временного развития. Это достигается особой ритмической организацией изображения, композиционными построениями, динамикой цвета, распределением светлых и тёмных пятен на плоскости картины, характером линий, способом наложения мазков и т.д. Полнота охватываемых живописью явлений действительности проявляется также в обилии присущих ей жанров. По своему практическому назначению живопись разделяется на монументальную, станковую, театрально-декоративную, декоративную роспись предметов домашнего обихода, иконопись, миниатюру, диораму, панораму. Каждая из разновидностей живописи отличается характером исполнения и спецификой художественных образов.
Живопись стала одной из самых первых видов искусства. Уже в период позднего палеолита (около 30 - 40-го тысячелетия – 10 – 8-го тысячелетия до н. э.) были найдены первые памятники искусства. Первобытный человек был прежде всего охотником, его художественное творчество вдохновлялось окружающей средой, природой, богатым животным миром и было посвящено главным образом охоте.
Первобытные художники стали основоположниками всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображения в цвете, выполненные минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные из глины).
Ранние произведения первобытного искусства были схематичными и статичными, как, например, рисунки звериных голов на известняковых плитах в пещерах Ла-Феррасси (Франция).
В течение тысячелетий совершенствовалась техника изображения. Если рисунки раннего ориньяка (33 - 19-е тысячелетие до н. э.) ещё крайне примитивны, то относящиеся к позднему ориньяку, например те, что украшают пещеры Ласко во Франции, гораздо динамичнее, живее.
В эпоху солютре (около 18 – 15-го тысячелетия до н. э.) часто встречаются скульптурные изображения животных. Период высшего расцвета палеолитического искусства – эпоха мадлен (ок. 15 – 8-го тысячелетия до н. э.), когда появляются объёмные изображения мамонтов, северных оленей, бизонов, кабанов в движении, в характерных позах.
Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту (среднекаменному веку), неолиту (новому каменному веку) и ко времени распространения первых металлических орудий (медно-бронзовому веку). В рисунках этого периода сохраняются черты схематизации и в то же время налицо стремление зримо передать то или иное действие, событие. Все чаще встречаются изображения людей, участвующих в охоте или военных столкновениях. Нередко рисунки вырезаются на скалах или отдельных камнях - их называют петроглифами или каменными письменами.
Искусство первобытной эпохи послужило основой для дальнейшего развития мирового искусства.
На протяжении столетий живопись в своем развитии претерпевала множество изменений.
Еще древние египтяне изображали на стенах храмов и дворцов различные бытовые сценки, животных, растения. Это были первые шаги бытового жанра.
В I веке до н. э. - IV веке н. э. на территории Египта на лица умерших стали класть не маски, как раньше, а портреты, написанные на досках или холстах красками, растертыми на воске (такая техника живописи называется энкаустикой). Энкаустика – это живопись красками, где главным связующим звеном был воск. Так в живописи возник портретный жанр. Эти портреты стали называть фаюмскими - от Фаюмского оазиса в Египте, где они впервые были найдены. Изображения выполняли ритуально- магические функции.
Вазопись- искусство украшать росписями поверхность ваз - была развита в Греции с незапамятных времен. Именно тогда родился мифологический жанр. Такие вазы назывались чернофигурными. С конца VI в. до н.э. распространился новый прием росписи ваз: фигуры стали светлыми, так как фон между ними покрывался черным лаком. На краснофигурных вазах образы мифологии в значительной мере уступили место жанровым и бытовым сценам, точно схваченным и запечатленным художником.
Созданные в Древней Греции замечательные произведения искусства являлись высочайшим достижением человеческого гения и оказали огромное влияние на искусство народов всех последующих веков.
Такое же грандиозное впечатление оставляет и искусство Древнего Рима. Художники Древнего Рима любили создавать живописные портреты (в технике восковых красок). Яркого расцвета в Риме достигла и фресковая живопись. Многие стены жилых домов и общественных зданий в Риме внутри были сплошь покрыты фресками. Нередко фрески представляют собой выразительные, полные красоты и очарования орнаменты из стеблей, цветов, фигурок людей, сюжетные картинки на темы греческих и римских мифов, на темы произведений античных поэтов.
Широко применялись в искусстве Древнего Рима мозаика и прикладное искусство. Римские мозаичисты, используя мелкие кубики, вырезанные из разноцветных камней или отлитые из стеклянной массы, создавали не только сложные орнаменты, но и целые картины, такие же яркие и красочные, как и живописные.
Период развития культуры и искусства Западной Европы со времени падения Западной Римской империи (V в.) до начала эпохи Возрождения (XV в.) впервые был назван « средним веком» итальянскими писателями-гуманистами. Они считали это время диким и варварским в противоположность античности и культуре их времени.
Культура средневековья полностью находилась под властью церкви, она формировалась под воздействием церковных христианских представлений о мире. Располагая огромными богатствами, церковь в средние века была главным заказчиком художественных произведений и направляла развитие культуры и искусства в своих интересах. Так, уже в раннем средневековье стали складываться строгие правила, каноны в изображении священных сюжетов, которыми должны были руководствоваться все художники. Подчиняясь авторитету церкви, многие поколения зодчих, скульпторов, художников, выражая в своих произведениях думы, чаяния своего времени, вынуждены были показывать окружающий мир в условных, отвлеченных образах. Но и сквозь символы и условность пробилась живая, трепетная душа архитектора, скульптора, живописца, стремившегося познать мир, правду и рассказать о своих чувствах, своем понимании мира, жизни другим людям. Вот почему эти произведения пережили свое время, обогатили мировую культуру и сейчас являются для нас бесценными.
Возрождение - новый этап в истории мировой культуры, эпоха расцвета культуры стран Европы в период от средних веков до нового времени (XV-XVI вв.).
Стремление показать духовную и внешнюю, телесную, красоту человека вызывает в эту эпоху горячий интерес к античности, к ее культуре и искусству. Художники стремятся возродить в своем творчестве традиции античных мастеров. Отсюда пошло и название- Возрождение, или Ренессанс.
Художники Возрождения занимались анатомией, археологией, математикой, физикой. Они дали научное обоснование законов перспективы, светотени, теоретически изложили способы реалистического изображения действительности, восприятия и передачи цвета. Увлечение наукой, внимательное изучение явлений, фактов действительности дало замечательные результаты- художники итальянского Возрождения создали жизнерадостное реалистическое искусство. Гениальным живописцами Возрождения были Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело Буонаротти, Тициан Вечеллио, Джорджоне, Паоло Веронезе, Якопо Тинторетто.
В XVII-XVIII в. основными направлениями в искусстве были барокко, классицизм, рококо. Но в эти же годы реализм, выражая интересы и мировоззрение передовых сил общества, упорно пробивал себе дорогу через все стили и направления. Высочайшего развития достиг он в эти столетия в искусстве Веласкеса, Рембрандта, Рубенса, Хогарта, Шардена и других знаменитых художников. Реализм характеризует и творчество итальянского скульптора Бернини- родоначальника барокко, и французского художника Пуссена- основоположника классицизма в живописи.
В XVII в. в Западной Европе высокого расцвета достигает фламандская культура. Особого развития достигла живопись. Ее яркими представителями были Рубенс и его ученики и сподвижники- Ван Дейк, Франс Снайдерс, Иорданс.
Многие фламандские художники стремились запечатлеть жизнь во всех ее формах, полную движения, борьбы, различных чувственных проявлений личности человека. Даже в полотнах, выполняемых фламандскими живописцами по заказу католической церкви и знатных вельмож на темы религиозных и мифологических сюжетов, чувствуется дыхание жизни и земное начало.
В XVII в. блестящего расцвета достигло искусство Голландии. Голландские художники этого столетия с любовью показали в своих картинах людей своей маленькой страны, их жизнь, вкусы, интересы, переживания. Яркие представители - Рембрандт, Ван Эйк, Франс Хальс, Ян Вермер Дельфтский, Якоб ван Рейсдал, Питер де Хох, Ян Стен, Герард Терборх и многие другие.
Конец XVI и XVII столетие по праву называют золотым веком испанской культуры. Испанские художники начинают интересоваться античным искусством. Живописцы изучают и используют в своем искусстве перспективу, светотень, анатомию, начинают передавать объем в изображениях и писать масляными красками на холсте. Яркие представители - Эль Греко, Франсиско Сурбаран, Веласкес, Франсиско Гойя.
Во Франции царствование Людовика XIV (1643-1715) явилось торжеством неограниченной королевской власти. Для удобства управления художественным творчеством в это время создаются различные академии наук, живописи, скульптуры, музыки, танца и т.п. В это время начинает складываться французское просвещение. Искусство начинает выражать интересы более широких социальных групп общества. Это обусловливает переакцентировку жанров в живописи: на смену историческому жанру приходят портрет, пейзаж, бытовой жанр.
Изящным и поэтичным представляется творчество Антуана Ватто (1684-1721). Произведения блестящего мастера живописи соединяют в себе черты придворного стиля, реалистического отображения действительности и поэтически-философского осмысления жизни.
Со смертью Людовика XIV наступает закат французского абсолютизма и его культуры. Показная роскошь, излишества и изнеженность придворной жизни находят выражение в искусстве стиля рококо. Ярким представителем этого стиля был Франсуа Буше (1703-1770), для которого характерны внешне красивые, но бездумные, игривые, празднично-декоративные живописные композиции.
На фоне произведений Буше резко выделяется правдивое, реалистическое искусство замечательного французского художника Жана Батиста Симеона Шардена (1699-1779).
Одним из самых знаменитых художников Франции конца XVIII -начала XIX в. был живописец Жак Луи Давид (1748-1825). Проникнувшись глубокой любовью к античному искусству, художник становиться приверженцем чёткого, реалистического рисунка, строгой, ярко выраженной композиции, гражданского пафоса искусства, революционной борьбой народных масс.
Художником, чьё творчество воплотило в себя характерные черты академического классицизма, был один из лучших учеников Давида – Жан Огюст Доминик Энгр (1780-1867).
Ярким представителем французского романтизма в живописи XIX в. был Теодор Жерико (1791-1824). Это направление в европейском искусстве характеризуется образами сильных, ищущих героев, не удовлетворённых действительностью. Особенностью художников-романтиков является их повышенный интерес к колориту. Манера их письма значительно свободнее, смелее, непринуждённее, чем у представителей академизма.
Выдающимся французским художником XIX в. является Эжен Делакруа (1798-1863). Делакруа писал картины на острые современные темы и на сюжеты, взятые из литературы, истории, мифологии; знаменитый мастер оставил ряд портретов, натюрмортов, пейзажей.
В 30 – 60-е годы ХIХ в. во Франции формируется пейзажная реалистическая школа. Теодор Руссо (1812-1867), Жюль Дюпре (1811-1889) и другие обратились к правдивому изображению родной природы. В основном живописцы писали в окрестностях небольшой деревушки Барбизон, неподалёку от Парижа, и потому получили название барбизонцы.
Несколько особняком среди французских пейзажистов этого времени стоял Камиль Коро (1796-1875). С огромной любовью и тонким поэтическим чувством Коро пишет тихие часы восхода и заката солнца, туман, обволакивающий густым молоком всё вокруг, серые, быстро несущиеся облака на небе, порыв ветра.
Ведущим представителем французского реализма является Гюстав Курбе (1819-1877). Герои произведений Курбе - простые люди из народа, труженики, друзья художника. Выбор персонажей, содержание сюжетов, художественная трактовка героев произведений, далеких от идеализации, парадности, романтического отрыва от реальности, вызвали резко негативную реакцию, .....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЖИВОПИСИ
» Курсовая работа: Возможность различных материалов в описании портрета
» Курсовая работа: Туркестан
» Курсовая работа: Формирование творческих умений у педагогов
» Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства
» Курсовая работа: МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ ПО ЖИВОПИСИ
» Курсовая работа: Возможность различных материалов в описании портрета
» Курсовая работа: Туркестан
» Курсовая работа: Формирование творческих умений у педагогов
» Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства
Іздеп көріңіз: