Курсовая работа: Методика исследования познавательных интересов школьников
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………………3II. Основная часть…………………………………………………………………..4
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Проблема познавательного интереса – актуальная проблема психологии и педагогики
1.1. Интерес и его виды…………………………………………………………….. 4
1.2. Познавательный интерес как особый вид интересов человека……………... 5
1.3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности……………... ….6
1.4. Динамика познавательных интересов детей…………………………………. 7
2. Методика исследования познавательных интересов школьников
2.1. Анкетирование……………………………………………………………… …..8
2.2. Сочинения учащихся……………………………………………………….. ….8
2.3. Интервьюирование школьников, учителей, родителей…………………........8
2.4. Лабораторный эксперимент………………………………………………... ….9
2.5. Наблюдение. Показатели познавательного интереса…………………….. ….9
2.6. Педагогический эксперимент……………………………………………… ...10
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3. Источники формирования познавательных интересов на уроках математики
3.1. Содержание учебного материала……………………………………………...11
3.1.1. Новизна содержания учебного материала………………………………….11
3.1.2. Практическая значимость содержания знаний……………………………..12
3.1.3. Историзм……………………………………………………………………...14
3.1.4. Современные достижения науки……………………………………………16
3.2. Организация учебной деятельности…………………………………………..16
3.2.1. Проблемное обучение………………………………………………..............17
3.2.2. Практические работы исследовательского характера…………….............19
3.2.3. Творческие работы…………………………………………………………..21
3.2.4. Специальные приемы учителя………………………………………………22
III. Заключение……………………………………………………………………26
IV. Литература…………………………………………………………………….27
V. Приложения…………………………………………………………………….30
ВВЕДЕНИЕ
Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями.
Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.
К.Д. Ушинский
Современное общество ждет от школы мыслящих, инициативных, творческих выпускников с широким кругозором и прочными знаниями. Школа в условиях модернизации системы образования ищет пути, которые позволили бы выполнить этот заказ общества. При традиционном способе преподавания учитель часто ставит ученика в положение объекта передаваемой ему извне информации. Такой постановкой образовательного процесса учитель искусственно задерживает развитие познавательной активности ученика, наносит ему большой вред в интеллектуальном и нравственном отношении. Еще В.А. Сухомлинский говорил: «Страшная это опасность – безделье за партой; безделье шесть часов ежедневно, безделье месяцы и годы. Это развращает». Другой отечественный педагог М.В. Остроградский писал: « …Скука является самой опасной отравой. Она действует беспрестанно; она растет, овладевает человеком и влечет его к наибольшим излишествам».Сейчас вспомнить эти слова особенно своевременно, поскольку из опыта работы и личных наблюдений знаю, что существует проблема утраты познавательного интереса учащихся к учению вообще и на уроках математики в частности, и, как следствие, происходит ухудшение успеваемости.
Встали вопросы: Как избежать этого? Как изжить скуку на уроке? Как сделать учение интересным для учащихся? Как разбудить в ученике стремление работать над собой, стремление к творчеству?
Чтобы ответить на эти вопросы обратилась к изучению проблемы формирования познавательного интереса к учению как способа развития креативных способностей личности.
Отсюда цель: выявить и изучить наиболее эффективные способы и условия формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики, а также обобщить и систематизировать личный опыт практической деятельности по формированию познавательного интереса учащихся.
Исходя из цели, определила следующие задачи:
- изучить психолого-педагогические и методические теоретические источники по данному вопросу; - проанализировать Программу по предмету и учебную литературу с точки зрения возможностей решения поставленной проблемы; - апробировать в процессе обучения учащихся различные виды работы по формированию познавательного интереса школьников к учению; -в ходе работы использовать следующие методы исследования познавательных интересов:
— анкетирование;
— сочинения;
— интервью;
— лабораторный эксперимент;
— наблюдение, педагогический эксперимент; проанализировать результативность проведенного исследования.
Объектом исследования выбрала процесс формирования познавательного интереса школьников к учению на уроках математики.
Выдвинула гипотезу: если буду создавать условия для формирования познавательного интереса и целенаправленно и регулярно его развивать, это будет способствовать достижению более высокого уровня познавательного интереса, развития креативных способностей личности и, следовательно, качественному росту результатов обучения. За основу приняты теоретические положения, изложенные в основной части.
1. Проблема познавательного интереса - актуальная проблема психологии и педагогики
1.1. Интерес и его виды
Интерес – это сложное и значимое для личности образование, имеющее множество различных трактовок. Интерес – это избирательная направленность человека, его внимания, мыслей, помыслов (С.Л. Рубинштейн).
Интерес – это своеобразный сплав эмоционально-волевых и интеллектуальных процессов, повышающий активность сознания и деятельности человека (Л.А. Гордон).
Я считаю наиболее конкретным определением, определение данное В.А. Крутецким:
«Интерес – это активная познавательная направленность человека на тот или иной предмет, явление и деятельность, созданная с положительным эмоциональным отношением к ним».
Интересы человека определяются общественно-историческими и индивидуальными условиями его жизни. С помощью интереса устанавливается связь субъекта с объективным миром. Все, что составляет предмет интереса, почерпнуто человеком из окружающей действительности. Но предметом интереса для человека является далеко не все, что его окружает, а лишь то, что имеет для него необходимость, значимость, ценность и привлекательность.
Интересы людей чрезвычайно разнообразны. Существует несколько классификаций интересов.
Классификация интересов по содержанию
Материальные интересы Проявляются в стремлении к жилищным удобствам, гастрономическим изделиям, к одежде и т.п.
Духовные интересы
Это познавательные интересы к математике, физике, химии, биологии, философии, психологии и т.п., интересы к литературе и разным видам искусства (музыке, живописи, театру). Характеризуют высокий уровень развития личности.
Общественные интересы Включают интерес к общественной работе, к организационной деятельности.
ПО НАПРАВЛЕННОСТИ
Широкие интересы Разнообразие интересов при наличии основного, центрального интереса.
Узкие интересы Наличие одного двух ограниченных и изолированных интересов при полном равнодушии ко всему остальному.
Глубокие интересы Потребность основательно изучить объект во всех деталях и тонкостях.
Поверхностные интересы Скольжение по поверхности явления и нет интереса к объекту по-настоящему
ПО СИЛЕ
Устойчивые интересы Длительно сохраняются, играют существенную роль в жизни и деятельности человека и являются относительно закрепленными особенностями его личности.
Неустойчивые интересы Сравнительно кратковременны: быстро возникают и быстро угасают
ПО ОПОСРЕДОВАННОСТИ
Прямые (непосредственные) интересы Вызываются самим содержанием той или иной области знаний или деятельности, ее занимательностью и увлекательностью.
Косвенные (опосредованные) интересы Вызываются не содержанием объекта, а тем значением, которое он имеет, будучи связанным, с другим объектом, непосредственно интересующим человека.
ПО УРОВНЮ ДЕЙСТВЕННОСТИ
Пассивные интересы. Созерцательные интересы, когда человек ограничивается восприятием интересующего объекта.
Активные интересы. Действенный интерес, когда человек не ограничивается созерцанием, а действует с целью овладения объектом интереса.
1.2. Познавательный интерес - как особый вид интересов человека
«Познавательный интерес – это избирательная направленность личности, обращенная к области познания, к ее предметной стороне и самому процессу овладения знаниями»
(Г.И. Щукина).
Познавательный интерес может быть: широким, распространяющимся на получение информации вообще, и углубленным в определенную область познания. Познавательный интерес школьников направлен на овладение знаниями, которые представлены в школьных предметах. При этом он обращен не только к содержанию данного предмета, но и к процессу добывания этих знаний, к познавательной деятельности.
В педагогике наряду с термином «познавательный интерес» употребляется термин «учебные интересы». Понятие «познавательный интерес» более широкое, так как в зоне познавательного интереса находятся не только знания, ограниченные учебными программами, но и выходящие далеко за ее пределы. В зарубежной литературе термин «познавательный интерес» отсутствует, но существует понятие «интеллектуальный интерес». Этот термин тоже не включает всего того, что входит в понятие «познавательный интерес», так как познание включает в себя не только интеллектуальные процессы, но и элементы практических действий, связанных с познанием. Вот почему термин «интеллектуальный интерес» не равносилен интересу познавательному.
Познавательный интерес - это соединение психических процессов: интеллектуального, волевого и эмоционального. Они очень важны для развития личности.
В интеллектуальной деятельности, протекающей под влиянием познавательного интереса, проявляется:
• активный поиск;
• догадка;
• исследовательский подход;
• готовность к решению задач.
Эмоциональные проявления, сопровождающие познавательный интерес:
• эмоции удивления;
• чувство ожидания нового;
• чувство интеллектуальной радости;
• чувство успеха.
Характерными для познавательного интереса волевыми проявлениями считаются:
• инициатива поиска;
• самостоятельность добывания знаний;
• выдвижение и постановка познавательных задач.
Итак, интеллектуальная, волевая и эмоциональная стороны познавательного интереса выступают как единое взаимосвязанное целое. Своеобразие познавательного интереса выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения. Так определяют и характеризуют познавательный интерес педагоги и психологи.
1.3. Познавательный интерес как мотив учебной деятельности
Психологи и педагоги выделяют три основных мотива, побуждающих школьников учиться.
Во-первых, интерес к предмету. (Я изучаю математику не потому, что преследую какую-то цель, а потому, что сам процесс изучения доставляет мне удовольствие). Высшая степень интереса – это увлечение. Занятия при увлечении порождают сильные положительные эмоции, а невозможность заниматься воспринимается как лишение.
Во-вторых, сознательность. (Занятия по данному предмету мне не интересны, но я сознаю их необходимость и усилием воли заставляю себя заниматься).
В-третьих, принуждение. (Я занимаюсь потому, что меня заставляют родители, учителя). Часто принуждение поддерживается страхом наказания или соблазном награды. Различные меры принуждения в большинстве случаев не дают положительных результатов. Мною совместно с психологом школы было проведено анкетирование 182 учащихся с целью определения мотива изучения школьниками математики и влияние мотива на эффективность обучения. Содержание анкеты приведено в приложении 1.
Некоторые результаты опроса представлены в таблице.
Результаты опроса учащихся,
выявляющего мотив изучения математики
Класс
Мотив 9А 9Б 9В 9Г 9Д 9Е 8А 8В Общий итог
Интерес к предмету 14 7 10 11 9 5 8 10 74 (41%)
Сознательность 15 11 15 11 14 9 17 12 104 (57%)
Принуждение 0 1 0 0 1 2 0 0 4 (2%)
Из приведенных в таблице данных следует, что 41% учащихся изучают математику в силу интереса к предмету. Это высокий процент, но, к сожалению, не самый распространенный мотив учебной деятельности. 85% учащихся, ответивших, что изучают математику, потому что это им интересно, имеют по ней четвертные оценки 4 и 5. Значит, интерес к предмету - самый сильный стимул к учению. В отличие от других стимулов, интерес в очень высокой степени повышает эффективность уроков. Так как ученики занимаются в силу своего внутреннего влечения, по собственному желанию, то учебный материал они усваивают достаточно легко и основательно, в силу этого имеют хорошие оценки по предмету. У большинства неуспевающих учеников обнаруживается отрицательное отношение к учению. Таким образом, чем выше интерес учащегося к предмету, тем активнее идет обучение и тем лучше его результаты. Чем ниже интерес, тем формальнее обучение, хуже его результаты. Отсутствие интереса приводит к низкому качеству обучения, быстрому забыванию и даже к полной потере приобретенных знаний, умений и навыков. Значит, можно сделать вывод: для успешного обучения школьников необходимо вызвать у учащихся интерес к овладению знаниями. Формируя познавательные интересы у учащихся, надо иметь в виду, что они не могут охватывать всех учебных предметов. Интересы носят избирательный характер, и один ученик, как правило, может заниматься с настоящим увлечением лишь по одному-двум предметам. Но, наличие устойчивого интереса к тому или иному предмету положительно сказывается на учебной работе по другим предметам, тут имеют значение как интеллектуальные, так и моральные факторы. Интенсивное умственное развитие, связанное с углубленным изучением одного предмета, облегчает и делает более эффективным учение школьника по другие предметам. С другой стороны, достигаемые успехи в учебной работе по любимым предметам укрепляют чувство собственного достоинства ученика, и он стремится прилежно заниматься вообще.
Таким образом, важной задачей учителя является формирование у школьников первых двух мотивов учения – интереса к предмету и чувства долга, ответственности в учебе. Их сочетание позволит ученику достигнуть хороших результатов в учебной деятельности.
1.4. Динамика познавательных интересов детей
2. Методика исследования познавательных интересов школьников
При исследовании познавательных интересов школьников мною были использованы
следующие методы:
— анкетирование;
— сочинения учащихся;
— интервьюирование школьников, учителей, родителей;
— лабораторный эксперимент;
— наблюдение, педагогический эксперимент.
2.1. Анкетирование
Анкетирование позволило мне получить «массовый» материал, на основе которого были установлены различные связи между познавательными интересами школьников и их отношением к учению, школе, учителю и т.д.
Одни анкеты требовали выбора одного или нескольких ответов из предлагаемых, например, в перечне учебных предметов предлагалось подчеркнуть те, которые вызывают интерес. Другие анкеты требовали распространенного ответа: они были направлены на выяснение мотивировок самих учащихся («Что именно интересует тебя в данном предмете?», «Какие уроки за прошедшее полугодие ты считаешь самыми интересными?»).
При составлении анкет и проведении анкетного опроса сочетала прямые вопросы с косвенными, что позволило мне проверить точность ответов. Анкеты проводила с одними, и теми же учениками в разные сроки, через определенные промежутки времени: несколько месяцев, полгода, год. Они позволили выявить интересы учащихся: по содержанию, глубине, по устойчивости, по степени дифференцированности интереса, осознанности и т.д.
Но недостатком анкетирования явилось то, что оно не помогло зафиксировать процесса формирования интересов, оно лишь зафиксировало факт наличия или отсутствия этих интересов......
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Экономические интересы в социологи
» Курсовая работа: Влияние семьи на подготовку ребенка к школе
» Курсовая работа: Воспитание эстетических чувств на уроке по познанию Мира. Методика преподавания
» Курсовая работа: Взаимосвязь оценки учителя и самооценки
» Курсовая работа: Методика формирования умений самоуправляемого обучения
» Курсовая работа: Экономические интересы в социологи
» Курсовая работа: Влияние семьи на подготовку ребенка к школе
» Курсовая работа: Воспитание эстетических чувств на уроке по познанию Мира. Методика преподавания
» Курсовая работа: Взаимосвязь оценки учителя и самооценки
» Курсовая работа: Методика формирования умений самоуправляемого обучения
Іздеп көріңіз: