Курсовая работа: Менеджер. Теория лидерства и власть
Содержание
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР: ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА …………………………....5
1.1 Поведенческий подход и типы менеджеров………………………….5
1.2 Понятие стили и имиджа менеджеров………………………………..9
ГЛАВА 2. УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ РЕШЕТКА МЕНЕДЖМЕНТА……………12
2.1 Понятие принцип управленческой решетки менеджмента……..…12
2.2 Интенсификация производственных процессов по управленческой решетке менеджмента……………………………..18
ГЛАВА 3. ОСОБЕННОСТИ СТИЛЯ МЕНЕДЖМЕНТА В ФОРМАЦИИ………………………………………………………………….21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….32
ВВЕДЕНИЕ
Когда мы упоминаем о рынке, рыночных отношениях, рыночном производстве и т. п., мы склонны говорить также о предпринимательстве и предпринимателях. Ранее эти два слова у нас употреблялись с негативным оттенком, теперь - они приобрели позитив.
Слово “предпринимательство” прочно вошло в наш научный и общественный оборот, закрепилось в российских законах. У нас есть теперь закон о “Предприятии и предпринимательстве”. Однако, зададимся вопросом: “Что такое - предпринимательство?” и “Кто такой - предприниматель?” Начнем с того, что слово предпринимательство в словаре живого великорусского языка В.Даля отсутствует. Предпринимателем здесь называется “капиталист, владеющий предприятием”.
Для нас слово “предприниматель” ассоциируется с любым владельцем малого предприятия, магазина, коммерческого ларька, заведения сферы услуг. Если, скажем, муж с женой открывают какое-либо кафе или ресторан, то эту семейную пару, по нашим понятиям, можно назвать предпринимателями, а их деятельность - предпринимательством. Именно такое значение мы вкладываем в эти слова, когда переводим их смысл, скажем, с английского на русский язык или обратно. Однако, судя по книге Питера Друкера “Инновации и антрепренерство” - это не совсем так, скорее совсем не так. To, что мы передаем с английского словами предприниматель и предпринимательство на самом деле - это “антрепренер” и “антрепренерство”. Прямой перевод слова “антрепренер” на “предприниматель”, как это сделано в русском варианте книги, приводит к явной несуразице.
Предположим, пишет П. Друкер, муж с женой открывают еще один мексиканский ресторан. “Но являются ли они предпринимателями? Ведь то, что они делаются, делалось раньше и, притом, много раз. Они делают ставку на то, что все болыпее количество людей предпочитают питаться не дома, а где-то в общественном месте, в своей “округе”. Вместе с тем, они не создают ни нового источника удовлетворения потребностей, ни нового потребительского спроса. В этом смысле они, конечно же, не являются предпринимателями”.
Кем же тогда являются эти муж и жена, владеющие несколькими ресторанами? По нашим понятиям — предпринимателями. A пo мнению П.Друкера?
Практика показывает, что имеются весьма существенные нюансы, в которых надо разобраться. Слово “антрепренер” (entrepreneur), которое мы передаем русским “предприниматель”, по своему значению не совпадают. To же самое можно сказать и о слове предпринимательство. Заметим однако, что этот факт стали как-то осознавать.
ГЛАВА 1. МЕНЕДЖЕР: ТЕОРИИ ЛИДЕРСТВА
1.1 Поведенческий подход и типы менеджеров.
Как записано во многих западно-европейских и американских руководствах, менеджерами являются мужчины или женщины, наделенные большим объемом работы, с которой они могут справиться лишь с помощью других людей. Так было раньше, так оно есть и в наши дни. Сущность менеджерской деятельности остается неизменной, меняются только функции менеджера и методы его деятельности.
На заре капитализма во главе промышленного предприятия стоял директор. На должность управляющего подбирали человека с выраженными диктаторскими замашками. Философия таких людей была очень проста: “Бизнес есть бизнес! Работай не рассуждая”. Управляющих тогда поощряли за намеренные действия по подавлению рабочих. Те работали из под палки и конечно ни о какой высокой производительности труда не могло быть и речи.
Постепенно предприниматели осознали, что у рабочих надо возбуждать интерес к труду. Появились тип менеджера - патерналист. Такой менеджер резко отличался от диктатора. Патерналисту рекомендовали играть роль главы семьи, к рабочим относиться по отечески. Философия менеджмента здесь подчинялась формуле - “Быть справедливым, но твердым”. Рабочие в массе положительно реагировали на поведение таких менеджеров, что сказывалось на росте производительности труда. Однако время шло, производство начинало функционировать скачками. Патерналист постепенно утратил свои позиции.
На смену патерналисту пришел менеджермаклер. Этот тип особенно контрастно проявился в годы кризисных потрясений, когда капиталистические предприятия страдали от перепроизводства товаров. В то время фирмам потребовались оборотистые люди, умеющие сбывать продукцию и тем самым двигать производство. Такие люди становились во главе как мелких, так и крупных предприятий. Работа данного типа менеджеров во многом напоминала работу дипломатов. Руководящим началом здесь выступал принцип: “Делай все возможное, чтобы смягчить недовольство рабочих”.
Маклера сменил менеджер-организатор. Этому способствовали два обстоятельства. Во-первых, разросшиеся капиталистические предприятия сделали невозможным единоличное управления производством. Чтобы принимать решения, менеджеру стало требоваться мнение довольно большого круга лиц. В обиход вошли управленческие советы. Во-вторых, новые условия привели к тому, что во главе становился не основатель производства или один из его наследников, а избранный советом директор-управляющий. Держателям акций и руководителям производства оказались разные люди. Менеджеры расширили функции по работе с людьми. Они стали общаться не только с работниками производства, но и с лидерами разнообразных общественно-политических организаций. Успех менеджера стал зависеть oт умелого осуществления целого пакета различных социальных функций.
Современный менеджер выступает в системе общественного производства как: а) управляющий; б) дипломат; в) лидер; г) воспитатель; д) инноватор; е) человеческое существо.
Менеджер-управляющий. Эта функция считается традиционной, изначально присущей менеджеру. Осуществляя ее, менеджер становится персоной, облеченной властью. И поскольку в современных условиях власть перестала быть безраздельной, то от властного лица сегодня ожидается проявление и твердости, и известной мягкости. Менеджер-управляющий, как считают, должен быть честным, верным своему слову, правдивым и бескорыстным. Он должен иметь высокую профессиональную подготовку, владеть невыками делового общения, обладать мастерством оратора, консультанта, педагога и психолога.
Менеджер-дипломат. Среди серии менеджерских умений и навыков, которые за последнее десятилетие получили особенно большой размах, нужно прежде всего назвать те, которые связаны с процедурами переговоров. Следует сказать, что сегодня менеджеры среднего и высшего звена тратят свое рабочее время в основном на установление и развитие человеческих контактов, углубление деловых связей, заключение сделок, разрешение споров, улаживание отношений с властями. Значительно возросла потребность участия менеджеров в различного рода посреднических действиях. Во всем этом требуются специфические способности, которые сродни дипломатическим. Тем более что вторая половина 80-х годов обозначила себя бумом межгосу-дарственных связей.
Менеджер-лидер. Современный менеджер осуществляет не только менеджерские функции, но и лидерские. Американские теоретики менеджмента уже давно провозгласили лозунг — “Каждый менеджер должен быть лидером!” Функции менеджера и функции лидера далеко не идентичны. Когда у нас говорят о менеджерских функциях, то часто подразумевают лишь совокупность профессиональных действий, необходимых для поддержания деятельности материальной подсистемы бизнеса (ресурсы, процедуры производства, технологические процессы). Это у нас от прошлого. Здесь как-то затеняется проявление другой, человеческой, подсистемы бизнеса, т. е. главного объекта управления. А чтобы эффективно справиться с этой задачей, нужно быть способным вести за собою людей, т. е. быть лидером. В современном понимании лидерские функции складываются из двух компонентов – профессионально-технократических и эмоционально-личностных.
Менеджер-воспитатель. По мере усложнения производственных процессов, возрастают требования к персоналу. С одной егороны появляется потребность в повышенной технологической эрудиции работников, а с другой - в совершенствовании их нравственных сторон жизнедеятельности. Тот факт, что усложнившаяся техника и технология диктует необходимость постоянного профессионального обучения специалистов, не вызывает у нас сомнения. Это очевидно и мы, не задумываясь, тратим на это немалые ресурсы и средства. А вот по поводу нравственной стороны совершенствования персонала мы проявляем замедленную реакцию. И платим за это издержками производства. Между тем степень воспитанности, высокая нравственность работников является решающим условием перемещения пика экономического прогресса из региона в регион.
Известно, что период 1775-1875 гг. был веком Великобритании - здесь действовали классическая христианская этика; период 1875-1975 оказался веком США – здесь господствовала протестантская этика; в 1975 году обозначился век азиатского тихоокеанского региона — здесь нашла поле своей деятельности конфуцианская этика. Этические системы оказываются мощнейшими факторами социально-экономического прогресса.
Менеджер, претендующий на успех, обязан сделать для себя надлежащий вывод: этическое эмоциональное воспитание работников — существенная сторона всех менеджерских функций.
Менеджер-инноватор. В условиях третьей волны научно-технического прогресса, которую называют информационной (первая волна связана с введением сельскохозяйственной культуры, вторая - с промышленным переворотом) одной из главнейших сторон менеджерских функций является деятельность по инновациям. В условиях бурного процесса НТР тот, кто проявляет медлительность в отношении инноваций, незамедлительно отбрасывается в хвост процесса. Потребность в инновациях объясняется очень просто. Считается, что значительно легче и быстрее повышать производительность труда и качество продукции на базе принципиально новой техники и технологии, чем постоянно латать заплаты на изношенном оборудовании и экономить на введении новшеств.
1.2 Понятие стили и имиджа менеджеров.
Менеджер - человеческое существо. Менеджер не машина, которая работает от внешних источников энергии. Менеджер - это человек, ничто человеческое ему не чуждо. Менеджер - это личность, т. е. сложная система социальных качеств, взращенных в процессе воспитания. У каждого менеджера есть свой характер, спаянный из совокупности поведенческих черт. Однако далеко не каждая черта характера способствует осуществлению менеджерских функций.
Все кайитальные труды по менеджменту содержат в себе указание на черты характера и качества личности менеджера. Так, отец научной организации труда Ф. Тейлор выделял у идеального менеджера ум, образованность, технические знания, силу, тактичность, энергичность, решительность, честность, рассудительность и др. Другой классик менеджмента А.Файоль считал, что менеджер должен обладать предвидением, организаторскими способностями, быть компетентным, отличаться здоровьем, иметь развитый интеллект, высокий уровень культуры и нравственности. Современные теоретики также соперничают между собою в том, какими качествами и чертами характера стоит наделять идеального менеджера.
В известном курсе для управляющих высшего звена США указывается: “Человек, занимающийся административной работой, должен быть зрелым эмоционально, наделен большим интеллектом, высокоразвитым чувством интеллектуальной любознательности и иметь солидную подготовку. Более того, черты его характера и ум намного важнее, чем знание им техники управления и наличие профессиональных знаний”. В настоящее время .....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Менеджмент и его особенность
» Курсовая работа: Менеджмент в экономики Казахстана
» Курсовая работа: Эффективный менеджмент
» Курсовая работа: Американский и японский менеджмент на пороге XXI века (сравнительная характеристика
» Курсовая работа: Экономическая функция менеджмента
» Курсовая работа: Менеджмент и его особенность
» Курсовая работа: Менеджмент в экономики Казахстана
» Курсовая работа: Эффективный менеджмент
» Курсовая работа: Американский и японский менеджмент на пороге XXI века (сравнительная характеристика
» Курсовая работа: Экономическая функция менеджмента
Іздеп көріңіз: