Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства

Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства

Содержание
1. Историко-педагогический анализ развития искусств в музыкальном творчестве учащихся.
1.1. Развитие музыкальных способностей в детском вокальном коллективе.
1.2. Обучение искусства хореографии у детей школьного возраста.
2. Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства.
2.1. Программное обеспечение развития хореографических навыков у учащихся вокального коллектива.
2.2. Результаты экспериментальной работы по развитию двигательных способностей у вокалистов
3. Заключение

Введение
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Два вида зрелищных искусств: искусство хореографии и искусство пения с первых дней школьной жизни служат средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в этих двух искусствах школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой и сценической деятельности, формирует свою индивидуальность.
Анализируя детское продуктивное творчество, можо судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в сценической деятельности.
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Актуальность: Основные положения гуманистического образования в Республики Казахстан базируются на создании условий для развития личности, ее свободной реализации в творческом процессе. Разработка данной темы способствует выявлению направлений для развития творческой личности, способной к культурному саморазвитию и самоопределению, ориентированную на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формирующей мироощущения необходимые в последующей жизни.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в поиске направлений форм и методов интеграции хореографического и вокального искусств в эстетическом образовании школьников.
Объект исследования: процесс обучения двигательным навыкам посредством хореографии совместно с вокальным творчеством, способствующих развитию образного мышления.
Предмет исследования: формы и методы обучения хореографическим искусством на основе музыкально-теоретических знаний и навыков во взаимосвязи со смежными видами искусства.
Цели исследования: Анализ педагогических условий необходимых для развития сценической деятельности, индивидуальных особенностей в творчестве посредствам хореографии у детей в вокальном коллективе.
Гипотеза исследования: Анализ практики использования средств хореографического искусства в вопросах развития личности в начальном вокальном образовании свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографического искусства в личностном развитии учащихся и недостаточно эффективным практическим его использованием.
Задачи исследования: Рассмотреть, как:
* Воспитание устойчивого интереса и любви к урокам хореографии способствует развитию творческих способностей учащихся вокального коллектива.
*Приобретение двигательных способностей у детей обучающихся вокальным искусством.
* Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством уроков хореографии.
* Овладение учащимися навыками вокального пения и средствами хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей и индивидуальных особенностей.
* Занятия хореографией в детском вокальном объединении способствуют воспитанию эстетических чувств.
Методы исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче¬ских способностей детей.
4. Определение эффективности работы традиционных методик хореографического воспитания в развития творческих способностей детей
5. Выявление эффективности форм, методов и средств развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогиче¬ского опыта.
База исследования: Детский музыкальный театр «Мюзик-холл Улыбка»
1. Историко-педагогический анализ развития искусства хореографии в музыкальном творчестве.
Творческое развитие – необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума. Появляется большое количество центров детского и юношеского творчества. С каждым годом увеличивается интерес ученых и педагогов в разных сферах образования к творческому развитию детей с раннего возраста.
Пути наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении ХХ века искали многие психологи, ученые, педагоги: М. Арнаудов, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, В.А. Левин, А.Н. Лук, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. Большой вклад в разработку психологических принципов творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др.
Огромную роль в развитии чувственной сферы ребенка, его художественно-творческих способностей играет искусство. Оно обогащает внутренний мир ребенка, его переживания, участвует в формировании сознания, личностных качеств. Пути обновления методов обучения в системе художественного воспитания привели к симбиозу различных видов искусств, органично взаимодополняющих друг друга в рамках музыкальных занятий.
Комплексному музыкально-творческому развитию дошкольников и школьников посвящены работы таких учёных-педагогов, как Л.Н. Алексеева, А.И. Буренина, Н.А. Ветлугина, Существует множество методик музыкально-эстетического развития ребенка, его художественных способностей. Однако при их реализации заметен ряд негативных тенденций именно в сфере музыкально-творческого развития детей. В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах) органичен для ребенка, но на практике приоритет нередко отдаётся какому-то одному виду музыкальной деятельности.
Парадоксальность многих методических исследований и разработок заключается в акцентировании внимания к процессу творческой деятельности и недооценке педагогической значимости ее продукта (система освоенных знаний, умений и навыков нередко замещает собой продукт музыкального творчества детей).
Следует отметить и то, что большинство существующих концепций и авторских методик, как правило, ориентированы на небольшие временные отрезки (3-4 года, 5-7 лет, младший школьный возраст), то есть ограничиваются рамками образовательных учреждений разного типа. Подобное «возрастное» дробление приводит к необходимости специальных усилий, направленных на осуществление преемственности музыкального развития ребенка.
В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-сценических произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для восприятия современными детьми, могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях ребенок способен проявить, реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Пение, пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля – все это компоненты, без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.
Изучение и исполнение музыкально-сценических произведений в рамках той или иной методической системы побуждает детей разного возраста к творческой активности и может привести к самостоятельному созданию ими музыкального спектакля в качестве суммирующего результата различных видов деятельности. Однако методы целостного освоения музыкально-сценического произведения и его постановки с детьми не разработаны. И этот огромный пласт музыкального искусства – детские оперы, мюзиклы, оперетты, музыкальные сказки недостаточно используется в педагогической практике.
1.1. Развитие музыкальных способностей в детском вокальном коллективе.
Музыкально - исполнительский процесс в вокальном творческом коллективе предполагает овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.
Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов индивидуальной и групповой работы с ребенком, осваивающем искусство пения В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для будущего исполнителя.
По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущается потребность осмысления накопленного вокального опыта. В постоянном изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед ним. Вместе с тем появились новые методические воззрения, приемы.
Раскрыть перед учащимися цели, направления, формы деятельности ансамбля, исследовать процесс воспитания личности поющего и формирования творческих отношений в ансамбле, определить содержание и методику работы над элементами вокально-ансамблевой техники, - основные задачи всей учебно-воспитательной работы и цель качественной подготовки ребенка к певческой деятельност.
В монографии «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугина делит музыкальные способности на: музыкально-эстетические и специальные.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов. Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе. Уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности. Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность. Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей. Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.
Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л. Бочкарев. К. Спинор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действование; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект; музыкальное чувствование.
Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.
Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.
Дискуссионным остается – из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:.....

Доп      


Мақала ұнаса, бөлісіңіз:


Іздеп көріңіз:
скачать бесплатно Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства скачать бесплатно, курсовая работа педагогика скачать бесплатно

Пікір жазу

  • [cmxfinput_gallery][cmxfinput_youtube]