Курсовая работа: Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства
Содержание
1. Историко-педагогический анализ развития искусств в музыкальном творчестве учащихся.1.1. Развитие музыкальных способностей в детском вокальном коллективе.
1.2. Обучение искусства хореографии у детей школьного возраста.
2. Личностное развитие учащихся вокального коллектива средствами хореографического искусства.
2.1. Программное обеспечение развития хореографических навыков у учащихся вокального коллектива.
2.2. Результаты экспериментальной работы по развитию двигательных способностей у вокалистов
3. Заключение
Введение
Каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.
Два вида зрелищных искусств: искусство хореографии и искусство пения с первых дней школьной жизни служат средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в этих двух искусствах школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой и сценической деятельности, формирует свою индивидуальность.
Анализируя детское продуктивное творчество, можо судить о качествах ребенка, его склонностях, интересах, о разнообразии способностей. Творческая деятельность способна оказать преобразующее влияние на личность ребенка.
Источником музыкального творчества считают жизненные явления, саму музыку, музыкальный опыт, которым овладел ребенок. Процесс детского творчества вызывает у детей особое желание действовать в искренней и непринужденной обстановке в сценической деятельности.
По своей природе детское творчество синтетично и часто носит импровизационный характер. Оно дает возможность значительно полнее судить об индивидуальных особенностях и своевременно выявить способности у детей.
Актуальность: Основные положения гуманистического образования в Республики Казахстан базируются на создании условий для развития личности, ее свободной реализации в творческом процессе. Разработка данной темы способствует выявлению направлений для развития творческой личности, способной к культурному саморазвитию и самоопределению, ориентированную на развитие духовности, самореализации, самовыражения, формирующей мироощущения необходимые в последующей жизни.
Теоретическая значимость данного исследования состоит в поиске направлений форм и методов интеграции хореографического и вокального искусств в эстетическом образовании школьников.
Объект исследования: процесс обучения двигательным навыкам посредством хореографии совместно с вокальным творчеством, способствующих развитию образного мышления.
Предмет исследования: формы и методы обучения хореографическим искусством на основе музыкально-теоретических знаний и навыков во взаимосвязи со смежными видами искусства.
Цели исследования: Анализ педагогических условий необходимых для развития сценической деятельности, индивидуальных особенностей в творчестве посредствам хореографии у детей в вокальном коллективе.
Гипотеза исследования: Анализ практики использования средств хореографического искусства в вопросах развития личности в начальном вокальном образовании свидетельствует о противоречии между потенциальной возможностью хореографического искусства в личностном развитии учащихся и недостаточно эффективным практическим его использованием.
Задачи исследования: Рассмотреть, как:
* Воспитание устойчивого интереса и любви к урокам хореографии способствует развитию творческих способностей учащихся вокального коллектива.
*Приобретение двигательных способностей у детей обучающихся вокальным искусством.
* Воспитание у учащихся стремления к самовыражению посредством уроков хореографии.
* Овладение учащимися навыками вокального пения и средствами хореографии способствует развитию музыкально-творческих способностей и индивидуальных особенностей.
* Занятия хореографией в детском вокальном объединении способствуют воспитанию эстетических чувств.
Методы исследования:
1. Изучение, анализ и обобщение литературных источников по данной теме.
2. Диагностика творческих способностей детей.
3. Изучение и обобщение педагогического опыта по развитию творче¬ских способностей детей.
4. Определение эффективности работы традиционных методик хореографического воспитания в развития творческих способностей детей
5. Выявление эффективности форм, методов и средств развития креативных способностей на основе анализа и обобщения передового педагогиче¬ского опыта.
База исследования: Детский музыкальный театр «Мюзик-холл Улыбка»
1. Историко-педагогический анализ развития искусства хореографии в музыкальном творчестве.
Творческое развитие – необходимое условие жизнедеятельности человечества, так как без творчества невозможно движение по пути прогресса. В ХХI веке творческое развитие является приоритетным направлением в формировании гармоничной личности индивидуума. Появляется большое количество центров детского и юношеского творчества. С каждым годом увеличивается интерес ученых и педагогов в разных сферах образования к творческому развитию детей с раннего возраста.
Пути наиболее эффективного развития творческих способностей ребенка на протяжении ХХ века искали многие психологи, ученые, педагоги: М. Арнаудов, Р. Арнхейм, Л.С. Выготский, Б.М. Кедров, В.А. Левин, А.Н. Лук, О.И. Никифорова, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон и др. Большой вклад в разработку психологических принципов творческого развития детей дошкольного и младшего школьного возраста внесли А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов, Н.Н. Поддьяков, Л.А. Венгер и др.
Огромную роль в развитии чувственной сферы ребенка, его художественно-творческих способностей играет искусство. Оно обогащает внутренний мир ребенка, его переживания, участвует в формировании сознания, личностных качеств. Пути обновления методов обучения в системе художественного воспитания привели к симбиозу различных видов искусств, органично взаимодополняющих друг друга в рамках музыкальных занятий.
Комплексному музыкально-творческому развитию дошкольников и школьников посвящены работы таких учёных-педагогов, как Л.Н. Алексеева, А.И. Буренина, Н.А. Ветлугина, Существует множество методик музыкально-эстетического развития ребенка, его художественных способностей. Однако при их реализации заметен ряд негативных тенденций именно в сфере музыкально-творческого развития детей. В большинстве созданных технологий воспитание гармонично развитой личности осуществляется в процессе сочетания разных видов художественной деятельности, каждый из которых (пение, движение, декламация, игра на шумовых, ударных инструментах) органичен для ребенка, но на практике приоритет нередко отдаётся какому-то одному виду музыкальной деятельности.
Парадоксальность многих методических исследований и разработок заключается в акцентировании внимания к процессу творческой деятельности и недооценке педагогической значимости ее продукта (система освоенных знаний, умений и навыков нередко замещает собой продукт музыкального творчества детей).
Следует отметить и то, что большинство существующих концепций и авторских методик, как правило, ориентированы на небольшие временные отрезки (3-4 года, 5-7 лет, младший школьный возраст), то есть ограничиваются рамками образовательных учреждений разного типа. Подобное «возрастное» дробление приводит к необходимости специальных усилий, направленных на осуществление преемственности музыкального развития ребенка.
В последние десятилетия появляется множество новых музыкально-сценических произведений, которые, являясь материалом, доступным и увлекательным для восприятия современными детьми, могут поднять на новый уровень их творческое развитие. Именно в этих произведениях ребенок способен проявить, реализовать себя в разных видах творческой деятельности. Пение, пластика, актёрское мастерство, разработка художественного решения спектакля – все это компоненты, без которых невозможно обойтись в работе над сценическими произведениями.
Изучение и исполнение музыкально-сценических произведений в рамках той или иной методической системы побуждает детей разного возраста к творческой активности и может привести к самостоятельному созданию ими музыкального спектакля в качестве суммирующего результата различных видов деятельности. Однако методы целостного освоения музыкально-сценического произведения и его постановки с детьми не разработаны. И этот огромный пласт музыкального искусства – детские оперы, мюзиклы, оперетты, музыкальные сказки недостаточно используется в педагогической практике.
1.1. Развитие музыкальных способностей в детском вокальном коллективе.
Музыкально - исполнительский процесс в вокальном творческом коллективе предполагает овладение его участниками системой специальных музыкально - теоретических вокально-ансамблевых знаний, умений и навыков, применение которых неразрывно связано с теорией и практикой музыкального исполнительства.
Теория и практика работы с вокальным ансамблем неотделимы от основных приемов индивидуальной и групповой работы с ребенком, осваивающем искусство пения В методике вокально-ансамблевой работы знания акустических закономерностей и механизма работы голосового аппарата необходимы для будущего исполнителя.
По мере развития музыкальной культуры и возросшего интереса слушательской аудитории, все настоятельнее ощущается потребность осмысления накопленного вокального опыта. В постоянном изменении отношения к певческому делу меняются задачи, стоящие перед ним. Вместе с тем появились новые методические воззрения, приемы.
Раскрыть перед учащимися цели, направления, формы деятельности ансамбля, исследовать процесс воспитания личности поющего и формирования творческих отношений в ансамбле, определить содержание и методику работы над элементами вокально-ансамблевой техники, - основные задачи всей учебно-воспитательной работы и цель качественной подготовки ребенка к певческой деятельност.
В монографии «Музыкальное развитие ребенка» Н.А. Ветлугина делит музыкальные способности на: музыкально-эстетические и специальные.
Музыкальные способности в существующей общей психологической классификации относятся к специальным, т.е. таким, которые необходимы для успешных занятий и определяются самой природой музыки как таковой. Эту мысль сформировал Б.М. Теплов. Встречаются случаи, когда в комплексе музыкальности индивида имеет место рассогласование некоторых признаков: отличные творческие способности при плохой музыкальной памяти, общая любовь к музыке при слабом слухе. Уроки музыки направлены на то, чтобы развивать у учащихся способности чувствовать, любить, оценивать явления искусства, создавать в меру своих сил и творческих возможностей музыкально-художественные ценности. Известно, что творчество помогает ребенку раскрыть его музыкальные способности, музыкальность. Большинство исследователей признает решающую роль обучения и воспитания в развитии биосоциального свойства личности – музыкальности, в котором роль знатоков велика по сравнению с другими видами способностей. Музыкальность понимается большинством исследователей как своеобразное сочетание способностей и эмоциональных сторон личности, проявляющихся в музыкальной деятельности.
Значение музыкальности очень важно не только в эстетическом и нравственном воспитании, но и в развитии психологической культуры человека. Включаясь в слова личности в целом, вызывая полноценное переживание музыкальных образов, музыкальность укрепляет эмоционально-волевой тонус человека, помогает ему овладеть очень важной для психологического развития формой активного эмоционально-творческого познания. Эту точку зрения представил Л.Л. Бочкарев. К. Спинор, напротив, рассматривал музыкальность как совокупность отдельных, не связанных между собой «талантов», которые сводятся в 5 больших групп: музыкальные ощущения и восприятие; музыкальное действование; музыкальная память и музыкальное воображение; музыкальный интеллект; музыкальное чувствование.
Главным показателем музыкальности Теплов считал эмоциональную отзывчивость на музыку, а к основным способностям отнес те которые связаны с восприятием и воспроизведением звуковысотного и ритмического движения, - музыкальный слух и чувство ритма. При этом, в музыкальном слухе он выделил два компонента - перцептивный, связанный с восприятием мелодического движения (ладовое чувство) и репродуктивный (способность к слуховому представлению мелодии). Неосновными компонентами комплекса музыкальности он считает тембровый, динамический, гармонический и абсолютный слух.
Вопрос о структуре музыкальности, который Б.М. Теплов считал одним из самых сложных, остается открытым до сих пор. Сейчас, правда, уже не спорят о том, единое ли свойство музыкальность, или это комплекс способностей.
Дискуссионным остается – из каких компонентов состоит этот комплекс. Современные исследователи сходятся на том, что способности, входящие в «ядро» музыкальности это:.....
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Курсовая работа: Творчества Г.А. Жубановой
» Курсовая работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
» Курсовая работа: Экспериментальная апробация методики развития у детей младшего дошкольного возраста музыкал
» Курсовая работа: Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста
» Курсовая работа: Методика исследования познавательных интересов школьников
» Курсовая работа: Творчества Г.А. Жубановой
» Курсовая работа: ФОРМИРОВАНИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ В ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПОДРОСТКОВ В ДЕТСКОМ ДОМЕ
» Курсовая работа: Экспериментальная апробация методики развития у детей младшего дошкольного возраста музыкал
» Курсовая работа: Роль игры в воспитании детей дошкольного возраста
» Курсовая работа: Методика исследования познавательных интересов школьников
Іздеп көріңіз: