Баяндама: Профессиональная компетентность педагогов на современном этапе
В условиях модернизации казахстанского образования одной из важнейших является проблема определения основных направлений формирования и развития профессионализма учителя.
Это вполне объяснимо, так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от особенностей учителей, их личностных качеств, уровня профессионально – педагогической компетентности.
Стратегическая цель современного образования – воспитывать функционально грамотную личность, способную принимать решения, совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность. Это одна из основных задач социальной политики государств, решить которую вне образовательного пространсва невозможно.
Сознание общества формирует в первую очеред учитель. В современных условиях качественно меняется содержание его деятельности: он должен создавать развивающую социально-культурную среду, быть педагогом, способным осуществлять личностно-ориентированное обучение ребенка. Ему предоставлена самостоятельность в выборе методов и средств обучения. Эти новые функции учителя требуют соответствующего уровня его профессиональной подготовки.
Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства учителя. К важным умениям учителя относятся: умение воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель – средства – результат» применительно к выбору ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических факторов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».
Вопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуатий жизни школы. Во всех ситуациях жизненно нужны показатели, критерии для сопоставления эффективности, результативности учителей и в конечном счете оценки их компетентности.
Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность – три основные стороны труда учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.
Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Таким образом, обученность воспитанность школьников составляют еще две стороны труда учителя.
Эти пять сторон труда учителя и есть пять блоков профессиональной компетентности учителя.
Итак, профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение. Реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. Компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества – с другой. Таким образом складывается целостная картина профессиональной компетентности.
Профессиональные знания учителя – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. в профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.
Педагогические умения – это действия (воздействия) учителя. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.
Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.
Педагогические особенности касаются как познавательной сферы учителя, так и мотивационной сферы.
Изложенные составляющие проессиональной компетентности позволяют наметить как пути их диагностики, так и развития. При оценке компетентности важно учитывать поэтому как степень приблежения учителя к требованиям профессии, так и уникальность, не повторимость данного учителя как профессионала.
Процесс всемирной глобализации оказывает влияние на социальную сферу – образование. Изменилось функции учителя в учебном процессе. В дидактике появилась новые понятия, характеризующие изменение содержания педагогического труда.
Это вполне объяснимо, так как любые преобразования, происходящие в современной школе, находятся в прямой зависимости от особенностей учителей, их личностных качеств, уровня профессионально – педагогической компетентности.
Стратегическая цель современного образования – воспитывать функционально грамотную личность, способную принимать решения, совершать самостоятельные поступки, брать на себя ответственность. Это одна из основных задач социальной политики государств, решить которую вне образовательного пространсва невозможно.
Сознание общества формирует в первую очеред учитель. В современных условиях качественно меняется содержание его деятельности: он должен создавать развивающую социально-культурную среду, быть педагогом, способным осуществлять личностно-ориентированное обучение ребенка. Ему предоставлена самостоятельность в выборе методов и средств обучения. Эти новые функции учителя требуют соответствующего уровня его профессиональной подготовки.
Знания и основанные на них умения – это основа содержания мастерства учителя. К важным умениям учителя относятся: умение воспринимать те процессы, которые происходят в мире детей, каждого отдельного ребенка в различных педагогических ситуациях; умение анализировать соотношение «цель – средства – результат» применительно к выбору ситуации; умение требовать и доверять; умение быстро ориентироваться и переключать внимание; умение играть с детьми; умение оценивать ситуацию с различных сторон; умение из многообразия педагогических факторов выделить существенное; умение в случайном факте увидеть существенное; умение в одной и той же ситуации пользоваться разнородными приемами воздействия; умение точно передавать свои настроения, чувства и мысли словом, мимикой, движениями».
Вопрос о профессионализме учителя часто возникает в ряде ситуатий жизни школы. Во всех ситуациях жизненно нужны показатели, критерии для сопоставления эффективности, результативности учителей и в конечном счете оценки их компетентности.
Педагогическая деятельность, педагогическое общение и личность – три основные стороны труда учителя. Профессиональная компетентность предполагает сформированность в труде учителя всех этих трех сторон.
Осуществление педагогической деятельности, педагогического общения, самореализация личности учителя составляет процесс его труда. Но труд учителя определяется и его результатами: теми изменениями в психическом развитии учащихся, которые возникают под влиянием его труда. Таким образом, обученность воспитанность школьников составляют еще две стороны труда учителя.
Эти пять сторон труда учителя и есть пять блоков профессиональной компетентности учителя.
Итак, профессионально компетентным является такой труд учителя, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется педагогическая деятельность, педагогическое общение. Реализуется личность учителя, в котором достигаются хорошие результаты в обучении и воспитании школьников. Компетентность учителя определяется также соотношением в его реальном труде того, каковы его профессиональные знания и умения, с одной стороны, и профессиональные позиции, психологические качества – с другой. Таким образом складывается целостная картина профессиональной компетентности.
Профессиональные знания учителя – это сведения из педагогики и психологии о сущности труда учителя, об особенностях педагогической деятельности и общения, личности учителя, о психологическом развитии учащихся, их возрастных особенностях и др. в профессиональных знаниях учитель черпает эталоны для своего индивидуального профессионального развития.
Педагогические умения – это действия (воздействия) учителя. Педагогические умения образуют «техники» в труде учителя.
Профессиональная позиция тесно связана с мотивацией учителя, с осознанием смысла своего труда.
Педагогические особенности касаются как познавательной сферы учителя, так и мотивационной сферы.
Изложенные составляющие проессиональной компетентности позволяют наметить как пути их диагностики, так и развития. При оценке компетентности важно учитывать поэтому как степень приблежения учителя к требованиям профессии, так и уникальность, не повторимость данного учителя как профессионала.
Процесс всемирной глобализации оказывает влияние на социальную сферу – образование. Изменилось функции учителя в учебном процессе. В дидактике появилась новые понятия, характеризующие изменение содержания педагогического труда.
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Баяндама: Пути повышения компетентности учителя в современной школе
» План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
» План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
» Баяндама: Формирование критического мышления как педагогическая проблема
» Курсовая работа: Формирование творческих умений у педагогов
» Баяндама: Пути повышения компетентности учителя в современной школе
» План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
» План работы методического объединения учителей начальной школы 2020-2021 учебный год
» Баяндама: Формирование критического мышления как педагогическая проблема
» Курсовая работа: Формирование творческих умений у педагогов
Іздеп көріңіз: