Баяндама: Только в диалоге развивается способность мыслить. В беседе, спрашивании создаются условия для взаимодействия понимающих сознаний
Я,как учитель начальных классов на своих уроках всегда ставила перед собой цель: дать учащимся глубокие и прочные знания, научить их думать и размышлять. Мои традиционные уроки всегда были нацелены на формирование знаний и умений. Но как показывает практика, не все учащиеся способны принять и понять излагаемый мною материал. Поэтому, передо мною всегда стояли вопросы: Как организовать свои уроки, чтобы изучаемый материал был доступным каждому учащемуся? Как выстроить урок, чтобы все учащиеся были вовлечены в процесс обучения? Кроме этого большой проблемой для меня было развитие грамотной речи у учащихся, дети не могли грамотно выразить свои мысли. Необходимо было искать новые подходы в моем преподавании и обучении Изучив теорию на первом этапе «Лицом к лицу» и придя на практику, я убедилась, что внедрение диалога в процесс обучения должно занимать центральное место. Труды многих научных исследователей показывают, что процесс обучения, в ходе которого использовалась беседа, проходит эффективнее. Например, Л.С. Выготский утверждал, «что ученики легче обучаются в случае, когда имеется возможность диалога с другими, более знающими, в роли которых могут выступать одноклассники или учителя. Обучение будет успешным в случае, если обсуждаемые идеи еще не являются частью настоящего понимания ученика, но входят в его зону ближайшего развития».(«Руководство для учителя», 2012 стр. 144). Барнс утверждал, что обучение происходит «не только посредством пассивного слушания учителя, но и в результате использования вербальных средств: говорения, обсуждения и аргументации». («Руководство для учителя», 2012 стр. 144).Перед тем как начать внедрение диалога в процесс обучения, я поставила перед собой следующие основные задачи:
Во-первых - дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросо - ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т. д.
Во-вторых, обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации. В-третьих, научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог.
Традиционные уроки и выстраиваемые на них традиционные диалоги «учитель-ученик» не давали мне возможности вести качественный диалог, который бы нес когнитивное развитие всех учащихся. Я - одна, в моем классе 19 учеников, поэтому мне хотелось ответить на все возникающие вопросы учащихся, потому, что дети нуждаются в общении и диалоге. Поэтому следующим для меня встал вопрос: Как организовать на уроке обучающий диалог? Ответ я нашла в «Руководстве для учителя»: Для вовлечения учащихся в беседу необходимо организовать работу в группах. Таким образом, на каждом уроке я делила свой класс, состоящий из 19 учащихся на две группы по 8-9 человек, на четыре группы по 5 человек.
Прием деления ребят на группы носил развивающий характер. На первом уроке делились на две группы, первая группа это город, вторая группа - село.На втором уроке ребята делились на группы с помощью карточек со словами из песен, данная технология развивала у детей внимательность, на третьем уроке учащиеся группировались в «Фермерские хозяйства», тем самым актуализировали свои знания.
При актуализации опорных знаний применяла такие технологии: «Мозговой штурм»,«Перестрелка», «Тестирование на ЗБР». Эта стратегия хорошо способствовала диалогической беседе, так как в ходе объяснения учащиеся активно задавали вопросы по прослушанной теме.
При введении в новую тему применяла такие технологии как, «Почемучка», где дети задавали друг другу вопросы, составляли ассоциации по теме «Город и село», «Фермерское хозяйство», «Народные обычаи», речевая разминка«Кто где живет?». На четвертом уроке на тему «Народные обычаи» применяла прием «Корзина идей», ребята составляли кластер, синквейн к словам обычаи и традиции». Такие приемы подвели детей к постановке темы и целей урока. На период внедрения диалогового обучения в серию последовательных четырех уроков я организовала самостоятельное изучение нового материала в малых группах сменного состава методом Джигсо. На первом уроке двум группам было предложено задание составить коллаж на тему «Город», «Село». Детям были даны картинки, им нужно было отобрать в первую группу только те, где изображен город и отличительные черты города. Во вторую те, на которых изображено село и отметить отличительные особенности сельской местности. Затем была проведена парная работа, найти не менее двух плюсов и минусов в жизни горожан и сельских жителей и рассказать соседу. Ребята все вместе сообща обсуждали задание, учитывалось мнение каждого, составляли коллаж, защищали свои работы всей группой. Кроме групповой формы на своих уроках я практиковала и парную работу. На традиционных уроках сильные ученики в постоянных парах помогают «слабым» или контролируют их, но этого недостаточно. В диалоговом обучении школьникам нужны новые умения, а значит, я должна иначе организовать работу пар. Была проведена игра «Телемост», где корреспондент задавал вопросы жителям города и села. Игра очень понравилась детям, дети давали полные ответы. За несколько дней до урока детям было дано задание, узнать все о своем родном крае. Дети подготовили рефераты и ознакомили остальных. Правильные ответы учащихся никогда не оставались без внимания, одобрялись, применялись в дальнейшей работе. Все мысли и идеи учащихся принимались во внимание и поддерживались.
При изучении новой темы на втором уроке работу начали с работы в парах по стратегии «Ты мне, я - тебе», «Учебный полилог»,каждой группе были даны картинки с изображением различных домов и листочки с надписями, ребята сначала рассматривали, обсуждали картинки, затем картинки накладывали на облачко с надписью. Подводя итог, дети узнали о том, что есть дома деревянные, панельные, кирпичные, еще дома бывают одноэтажные и многоэтажные. Следующая стратегия рубрика «Этот удивительный мир»детям было предложено провести исследовательскую работу, узнать какие еще бывают дома, ребята подготовили рефераты, презентации. Сначала рассказали информацию участникам своей группы, затем отправляли послов с информацией в другую группу и показывали презентации всем. Ребята узнали, что есть такие дома как: (Каменные дома в Африке, Дома-пещеры, Хижины из бамбука и тростника, Юрта, Иглу – дом из снега, Вигвам, Яранга).
Далее детям я предложила решить логические задачи – загадки. По ходу чтения загадок дети отгадывали, о каких комнатах идет речь и показывали соответствующую картинку. Далее я предложила детям назвать, какие действия производят в той или иной комнате. Далее каждой группе было дано задание нарисовать«Дом будущего». Сначала ребята обсуждали, слушали мнение каждого. Защищали постер все вместе. Работы получились яркие, красочные.
Перед изучением новой темы, поставила перед детьми проблемный вопрос: -Скажите, легко ли жить людям в селе? Почему? Как вы считаете, можно ли повысить уровень жизни в селах, аулах. Такие приемы подвели детей к постановке темы и целей урока. Детям предложила: - 1)Выяснить, что же является фермерским хозяйством. 2) Понаблюдать и пройти путь вместе с фермером. Сделать вывод. На первом этапе дети узнали кто такой фермер, фермерское хозяйство, узнали о профессиях сельского хозяйства. Перед началом второго этапа задала детям вопрос: - Как вы считаете, может ли создание фермерских хозяйств помочь жителям села? -Давайте подумаем – какой большой путь проходит продукция, прежде чем попадает к нам на стол. Представьте себя фермерами, пройдите этот путь. Составьте коллаж на тему: «Фермерское хозяйство». Ребята бурно обсуждали, каждый высказывал свое мнение, представляли себя фермерами. Всей группой составляли и защищали коллаж. Подвели итог: мы выяснили, что называется фермерским хозяйством. Доказали, что оно поможет селу, увидели, какая реальная польза будет нашему селу.
Предоставляя ученикам возможность выдвигать гипотезы, делать выводы, я формировала у детей умение обосновывать и отстаивать собственное мнение. Тема четвертого урока «Народные обычаи» ребята на урок пришли в казахских костюмах, принесли с собой рисунки с орнаментами народов Казахстана, работы, выполненные на уроках труда (юрта). Ребята в группе изучали все о обычаях и традициях народов Казахстана, решили показать театрализованное представление. Выступали всей группой. Показывали обряды: , - «Дүниеге сәби келді», «Азаншақыру», «Қырқысынан шығару», «Тұсаукесу».
Групповая работа дала возможность раскрыться каждому из них, работая вместе, они почувствовали ответственность за себя, за группу. Научились уважать друг друга, мнение собеседника, сплотило коллектив. Данная работа улучшает микроклимат, умение слушать других. Выполняя вначале задания самостоятельно, они разбирали их сообща в группе, делились мнениями, идеями и в процессе диалога приходили к одному мнению. Диалогическое ведение урока требовало от меня внимания к мыслям учеников, быстрой реакции, готовности отступить от намеченного плана. Если дети пытались высказать сложную мысль, я старалась помочь сформулировать, подсказать хороший пример и т.д. Когда мысль высказана, полезно её обсудить. Если идея неверна, я давала возможность детям это увидеть самим. Учащихся я старалась не критиковать (и уж тем более ставить плохие оценки), я всегда старалась подчеркнуть рациональное зерно в его идее.
В ходе наблюдения за выполнением заданий я выявила, что слабые учащиеся, работая в группе, понимают изучаемый материал лучше, задавая вопросы более подготовленным учащимся, что доказывает теорию развития в ЗБР Л.С. Выготского. Слабые учащиеся, которые раньше старались отмолчаться, работая в группе, были активными: задавали вопросы, хотели участвовать в создании постеров и их защите. Особенно в этом отношении меня удивил Тапешев Серикбол, Юрьев Максим. Эти учащиеся до проведения эксперимента, вели себя неуверенно, при общении с остальными учащимися у них возникал комплекс. В течение урока по новому методу, они во многом раскрылись. Выполняя определенное задание во время урока, вели себя непринужденно, начинали выражать свою мысль, идею, брали руководство в группе на себя. Подключались в дискуссию, которая создавалась в минигруппах, где они сидели.
Работая в классе Серикбол и Максим, начали чувствовать себя увереннее, у них поменялось мышление, начали верить в свои успехи. С большим удовольствием выступали перед классом, чувствовали себя комфортно. Все задания они старались выполнять, не стеснялись просить помощи, но и в помощи им не отказывали. Таким образом, я пришла к выводу, что групповая работа способствует когнитивному развитию учащихся.
В ходе практики я пришла к выводу, что на уроках необходимо использование не только вопросов низкого уровня, которые направлены только на запоминание, но и вопросов высокого уровня. Правильно подобранные и грамотно поставленные вопросы стимулируют учащихся к суждениям, высказываниям, мыслить критически, которые в первую очередь необходимо применять для развития логического, познавательного и критического мышления.
На уроке познание мира на тему "Фермерское хозяйство", "Город и село" были использованы вопросы: - Что же такое фермерское хозяйство? -Как вы считаете, может ли создание фермерских хозяйств помочь жителям села?, данные вопросы позволили оценить степень понимания учащихся, оценить обучение ученика на всех этапах урока, основываясь на их ответы, в полной мере оценить уровень освоенности материала учащихся. В итоге, анализируя методы и формы обучения, основанных на диалоге я убедились в том, что вопросно-ответная форма организации обучения - это перспективный путь совершенствования учебного процесса.
Подводя итоги, хочу заметить, что при таком подходе время урока гораздо труднее поддаётся планированию, чем при монологической форме. Зато случаются неожиданные открытия, которые надолго запоминаются и могут изменить отношение детей к познанию мира. Несмотря на возникающие трудности при организации и проведении таких уроков, могу с уверенностью сказать, что внедрение идеи модуля «Обучение через диалог» в серию моих четырех последовательных уроков имело хороший результат: - Заметно улучшилась специальная речь учеников в монологе. В диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему.
Ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя.
Хотелось бы сказать о том, что я получила практическое подтверждение эффективности внедрения этого модуля «Обучение через диалог», которое эффективно сказывается на результативности учебного процесса. Поэтому считаю целесообразным в будущем:
- внедрять стратегии диалогического обучения на своих уроках, работать в группах, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Во-первых - дать понятие диалога во всем его многообразии, в его естественной форме, чтобы ребята убедились, что вопросо - ответная форма — лишь частный, хотя и самый распространенный случай диалогического общения. На различных примерах показать ученикам, что речь лишь тогда будет живой, естественной и по-настоящему диалогической, если в содержание реплик будут включаться приветствия, сообщения, приглашения, выражение различного рода чувств (удивления, благодарности, уверенности, сомнения), оценка фактов и т. д.
Во-вторых, обучить ребят нужным репликам, натренировать их до уровня автоматизма при употреблении в конкретной ситуации. В-третьих, научить школьников обмениваться этими репликами в соответствующих ситуациях, т. е. научить их вести собственно диалог.
Традиционные уроки и выстраиваемые на них традиционные диалоги «учитель-ученик» не давали мне возможности вести качественный диалог, который бы нес когнитивное развитие всех учащихся. Я - одна, в моем классе 19 учеников, поэтому мне хотелось ответить на все возникающие вопросы учащихся, потому, что дети нуждаются в общении и диалоге. Поэтому следующим для меня встал вопрос: Как организовать на уроке обучающий диалог? Ответ я нашла в «Руководстве для учителя»: Для вовлечения учащихся в беседу необходимо организовать работу в группах. Таким образом, на каждом уроке я делила свой класс, состоящий из 19 учащихся на две группы по 8-9 человек, на четыре группы по 5 человек.
Прием деления ребят на группы носил развивающий характер. На первом уроке делились на две группы, первая группа это город, вторая группа - село.На втором уроке ребята делились на группы с помощью карточек со словами из песен, данная технология развивала у детей внимательность, на третьем уроке учащиеся группировались в «Фермерские хозяйства», тем самым актуализировали свои знания.
При актуализации опорных знаний применяла такие технологии: «Мозговой штурм»,«Перестрелка», «Тестирование на ЗБР». Эта стратегия хорошо способствовала диалогической беседе, так как в ходе объяснения учащиеся активно задавали вопросы по прослушанной теме.
При введении в новую тему применяла такие технологии как, «Почемучка», где дети задавали друг другу вопросы, составляли ассоциации по теме «Город и село», «Фермерское хозяйство», «Народные обычаи», речевая разминка«Кто где живет?». На четвертом уроке на тему «Народные обычаи» применяла прием «Корзина идей», ребята составляли кластер, синквейн к словам обычаи и традиции». Такие приемы подвели детей к постановке темы и целей урока. На период внедрения диалогового обучения в серию последовательных четырех уроков я организовала самостоятельное изучение нового материала в малых группах сменного состава методом Джигсо. На первом уроке двум группам было предложено задание составить коллаж на тему «Город», «Село». Детям были даны картинки, им нужно было отобрать в первую группу только те, где изображен город и отличительные черты города. Во вторую те, на которых изображено село и отметить отличительные особенности сельской местности. Затем была проведена парная работа, найти не менее двух плюсов и минусов в жизни горожан и сельских жителей и рассказать соседу. Ребята все вместе сообща обсуждали задание, учитывалось мнение каждого, составляли коллаж, защищали свои работы всей группой. Кроме групповой формы на своих уроках я практиковала и парную работу. На традиционных уроках сильные ученики в постоянных парах помогают «слабым» или контролируют их, но этого недостаточно. В диалоговом обучении школьникам нужны новые умения, а значит, я должна иначе организовать работу пар. Была проведена игра «Телемост», где корреспондент задавал вопросы жителям города и села. Игра очень понравилась детям, дети давали полные ответы. За несколько дней до урока детям было дано задание, узнать все о своем родном крае. Дети подготовили рефераты и ознакомили остальных. Правильные ответы учащихся никогда не оставались без внимания, одобрялись, применялись в дальнейшей работе. Все мысли и идеи учащихся принимались во внимание и поддерживались.
При изучении новой темы на втором уроке работу начали с работы в парах по стратегии «Ты мне, я - тебе», «Учебный полилог»,каждой группе были даны картинки с изображением различных домов и листочки с надписями, ребята сначала рассматривали, обсуждали картинки, затем картинки накладывали на облачко с надписью. Подводя итог, дети узнали о том, что есть дома деревянные, панельные, кирпичные, еще дома бывают одноэтажные и многоэтажные. Следующая стратегия рубрика «Этот удивительный мир»детям было предложено провести исследовательскую работу, узнать какие еще бывают дома, ребята подготовили рефераты, презентации. Сначала рассказали информацию участникам своей группы, затем отправляли послов с информацией в другую группу и показывали презентации всем. Ребята узнали, что есть такие дома как: (Каменные дома в Африке, Дома-пещеры, Хижины из бамбука и тростника, Юрта, Иглу – дом из снега, Вигвам, Яранга).
Далее детям я предложила решить логические задачи – загадки. По ходу чтения загадок дети отгадывали, о каких комнатах идет речь и показывали соответствующую картинку. Далее я предложила детям назвать, какие действия производят в той или иной комнате. Далее каждой группе было дано задание нарисовать«Дом будущего». Сначала ребята обсуждали, слушали мнение каждого. Защищали постер все вместе. Работы получились яркие, красочные.
Перед изучением новой темы, поставила перед детьми проблемный вопрос: -Скажите, легко ли жить людям в селе? Почему? Как вы считаете, можно ли повысить уровень жизни в селах, аулах. Такие приемы подвели детей к постановке темы и целей урока. Детям предложила: - 1)Выяснить, что же является фермерским хозяйством. 2) Понаблюдать и пройти путь вместе с фермером. Сделать вывод. На первом этапе дети узнали кто такой фермер, фермерское хозяйство, узнали о профессиях сельского хозяйства. Перед началом второго этапа задала детям вопрос: - Как вы считаете, может ли создание фермерских хозяйств помочь жителям села? -Давайте подумаем – какой большой путь проходит продукция, прежде чем попадает к нам на стол. Представьте себя фермерами, пройдите этот путь. Составьте коллаж на тему: «Фермерское хозяйство». Ребята бурно обсуждали, каждый высказывал свое мнение, представляли себя фермерами. Всей группой составляли и защищали коллаж. Подвели итог: мы выяснили, что называется фермерским хозяйством. Доказали, что оно поможет селу, увидели, какая реальная польза будет нашему селу.
Предоставляя ученикам возможность выдвигать гипотезы, делать выводы, я формировала у детей умение обосновывать и отстаивать собственное мнение. Тема четвертого урока «Народные обычаи» ребята на урок пришли в казахских костюмах, принесли с собой рисунки с орнаментами народов Казахстана, работы, выполненные на уроках труда (юрта). Ребята в группе изучали все о обычаях и традициях народов Казахстана, решили показать театрализованное представление. Выступали всей группой. Показывали обряды: , - «Дүниеге сәби келді», «Азаншақыру», «Қырқысынан шығару», «Тұсаукесу».
Групповая работа дала возможность раскрыться каждому из них, работая вместе, они почувствовали ответственность за себя, за группу. Научились уважать друг друга, мнение собеседника, сплотило коллектив. Данная работа улучшает микроклимат, умение слушать других. Выполняя вначале задания самостоятельно, они разбирали их сообща в группе, делились мнениями, идеями и в процессе диалога приходили к одному мнению. Диалогическое ведение урока требовало от меня внимания к мыслям учеников, быстрой реакции, готовности отступить от намеченного плана. Если дети пытались высказать сложную мысль, я старалась помочь сформулировать, подсказать хороший пример и т.д. Когда мысль высказана, полезно её обсудить. Если идея неверна, я давала возможность детям это увидеть самим. Учащихся я старалась не критиковать (и уж тем более ставить плохие оценки), я всегда старалась подчеркнуть рациональное зерно в его идее.
В ходе наблюдения за выполнением заданий я выявила, что слабые учащиеся, работая в группе, понимают изучаемый материал лучше, задавая вопросы более подготовленным учащимся, что доказывает теорию развития в ЗБР Л.С. Выготского. Слабые учащиеся, которые раньше старались отмолчаться, работая в группе, были активными: задавали вопросы, хотели участвовать в создании постеров и их защите. Особенно в этом отношении меня удивил Тапешев Серикбол, Юрьев Максим. Эти учащиеся до проведения эксперимента, вели себя неуверенно, при общении с остальными учащимися у них возникал комплекс. В течение урока по новому методу, они во многом раскрылись. Выполняя определенное задание во время урока, вели себя непринужденно, начинали выражать свою мысль, идею, брали руководство в группе на себя. Подключались в дискуссию, которая создавалась в минигруппах, где они сидели.
Работая в классе Серикбол и Максим, начали чувствовать себя увереннее, у них поменялось мышление, начали верить в свои успехи. С большим удовольствием выступали перед классом, чувствовали себя комфортно. Все задания они старались выполнять, не стеснялись просить помощи, но и в помощи им не отказывали. Таким образом, я пришла к выводу, что групповая работа способствует когнитивному развитию учащихся.
В ходе практики я пришла к выводу, что на уроках необходимо использование не только вопросов низкого уровня, которые направлены только на запоминание, но и вопросов высокого уровня. Правильно подобранные и грамотно поставленные вопросы стимулируют учащихся к суждениям, высказываниям, мыслить критически, которые в первую очередь необходимо применять для развития логического, познавательного и критического мышления.
На уроке познание мира на тему "Фермерское хозяйство", "Город и село" были использованы вопросы: - Что же такое фермерское хозяйство? -Как вы считаете, может ли создание фермерских хозяйств помочь жителям села?, данные вопросы позволили оценить степень понимания учащихся, оценить обучение ученика на всех этапах урока, основываясь на их ответы, в полной мере оценить уровень освоенности материала учащихся. В итоге, анализируя методы и формы обучения, основанных на диалоге я убедились в том, что вопросно-ответная форма организации обучения - это перспективный путь совершенствования учебного процесса.
Подводя итоги, хочу заметить, что при таком подходе время урока гораздо труднее поддаётся планированию, чем при монологической форме. Зато случаются неожиданные открытия, которые надолго запоминаются и могут изменить отношение детей к познанию мира. Несмотря на возникающие трудности при организации и проведении таких уроков, могу с уверенностью сказать, что внедрение идеи модуля «Обучение через диалог» в серию моих четырех последовательных уроков имело хороший результат: - Заметно улучшилась специальная речь учеников в монологе. В диалогах сформировалось умение воспроизводить учебный материал для партнера, слушать его, объяснять ему.
Ученики стали спокойно вступать в диалоги со взрослыми, не боясь задавать вопросы, правильно их формулируя.
Хотелось бы сказать о том, что я получила практическое подтверждение эффективности внедрения этого модуля «Обучение через диалог», которое эффективно сказывается на результативности учебного процесса. Поэтому считаю целесообразным в будущем:
- внедрять стратегии диалогического обучения на своих уроках, работать в группах, высказывать свое мнение и прислушиваться к мнению других.
Мақала ұнаса, бөлісіңіз:
Ұқсас мақалалар:
» Баяндама: Применение таксономии Блума на уроках географии.
» Баяндама: Использование новых информационных технологий на уроках математики
» Баяндама: Работа с одарёнными детьми в начальной школе
» Баяндама: Профессиональная компетентность педагогов на современном этапе
» Баяндама: Пути повышения компетентности учителя в современной школе
» Баяндама: Применение таксономии Блума на уроках географии.
» Баяндама: Использование новых информационных технологий на уроках математики
» Баяндама: Работа с одарёнными детьми в начальной школе
» Баяндама: Профессиональная компетентность педагогов на современном этапе
» Баяндама: Пути повышения компетентности учителя в современной школе
Іздеп көріңіз: